Так уж повелось, что одной из древнейших профессией стало... мошенничество. За всё время существования человечества изобретательные умы чего только ни придумали, чтобы обогащаться, прикладывая к этому минимум усилий.
В Древнем Риме процветали грабежи и воровство, в Средневековье чеканщики с удовольствием выпускали фальшивые монеты. В ХХ веке, с развитием научно-технического прогресса, сфера обмана и махинаций вышла на новый уровень. Умудряются красть даже квартиры, подделывая цифровую подпись.
Негодяи особенно стараются обмануть простых людей, которые живут скромно и тихо. Весьма привлекательна для них «коммунальная» отрасль, ежемесячные расходы по которой предусмотрены в каждой семье. Мало того, что россиян разоряет квартплата, еще и запросто можно стать жертвой мошеннических действий.
Как это работает? Рассказываем.
Все привыкли к тому, что в почтовый ящик приходят квитанции на оплату коммунальных услуг. А иногда с ними вместе обнаруживаются уведомления различного содержания.
Например, бумажка о том, что настало время поверки счетчиков холодной и горячей воды или наступил срок их замены.
Организации, которые не имеют никакого отношения к реальным службам, угрожают собственникам штрафами, начислением пеней и даже отключениями водоснабжения! Некоторые, особо бесстрашные, звонят на городской телефон с утра пораньше и, пока человек спросонья, дополнительно его «обрабатывают», требуя согласовать время прихода специалиста и оплаты его труда.
Что предпринять?
Не делать никаких резких движений, никого к себе не приглашать даже «в удобное время», и, разумеется, ничего не оплачивать. Самый разумный вариант – позвонить в ЖЭК и поинтересоваться, что за бесовщина происходит. Скорее всего, сотрудники учреждения окажутся не в курсе подобных мероприятий.
Вообще, в любой ситуации, когда речь идет о ваших деньгах, не доверяйте входящим звонкам! Прекращайте разговор и перезванивайте сами: в банк, в ЖЭК или УК, в ресурсоснабжающие и прочие организации.
К слову, буквально на днях автору пришла стандартная ежемесячная квитанция с коммунальными платежами, и в правом верхнем углу на ней стоял синий штамп, где был указан срок ближайшей поверки приборов учета. Никаких угроз или напористых предложений о замене. Просто информация. Не хочешь – не меняй. Но тогда дальше будешь платить не за фактически израсходованную воду, а по «среднему» показателю. Не выгодно-с!
Читайте также: В Петербурге нашли способ «уйти» от июльского повышения цен на коммунальные услуги
Для справки: если в непонятной бумажке, пришедшей вам на почту, в качестве авторитетной компании указан ГУП «Водоканал» – смело отправляйте их в мусор. Эта организация с физическими лицами не работает. Только с управляющими компаниями!
Та же история касается и якобы «устаревших» электросчетчиков, которые необходимо в срочном порядке заменить.
«Петроэлектросбыт» предупреждает: если вы или ваши пожилые близкие (а обычно в зоне риска оказываются «те, кому за…») вдруг потеряли бдительность и впустили неизвестно кого к себе в дом, то хотя бы ничего у них не приобретайте!
Потому что сотрудники компании НЕ ИМЕЮТ права получать денежные средства на руки. Ни за какие товары или услуги. Любая установка приборов происходит лишь после того, как абонент сначала подаст заявку, а затем совершит оплату в кассе.
Чтобы удостовериться в том, что посетивший вас человек действительно работает в «Петроэлектросбыте», позвоните по телефону горячей линии: 303-80-90 и назовите его фамилию и номер удостоверения.
Читайте также: Бандитский Петербург: рейтинг криминальных районов города!
А еще хитроумные мошенники могут прислать хозяевам квартиры «левые» платежки за услуги ЖКХ – с другими реквизитами.
Как распознать фальшивку?
Во-первых, она все-таки отличается от привычных нам квитанций – в первую очередь, банковскими реквизитами получателя платежа (возьмите квитанции за предыдущие периоды и сравните).
Во-вторых, нередко в фальшивых документах допускаются ошибки в написании ФИО владельца, не указывается размер жилой площади (или указывается неверно) или отсутствует лицевой счет/индивидуальный код плательщика.
Если хоть что-то вас насторожило – до оплаты смело звоните в управляющую компанию и уточняйте. Иначе и украденных денег вам никто не вернет, и квартплату по подлинной квитанции все равно придется внести.
Еще один популярный вид мошенничества связан с регулировкой, профилактикой или заменой окон.
Тут обманщики не просто рассовывают бумажки по ящикам. Они звонят по телефону или даже непосредственно в квартиру. Дальше начинается заливистая песня про то, что «мы вам меняли окна, а теперь у нас по льготным ценам профилактика: можем подтянуть, закрутить, поменять».
Разумеется, простой осмотр мошенниками ваших окон приведет к тому, что всё пришло в полную негодность, и необходим ремонт, сопоставимый со стоимостью новых стеклопакетов… А заодно и с окнами предприимчивые товарищи бегло осмотрят и обстановку вашей квартиры. Вдруг что-то ценное плохо лежит?
А газовые счетчики и газоанализаторы, которые «впаривают» гражданам?
Даже счетчики газа по законам РФ не являются обязательными, если у вас только газовая плита и нет отопительного оборудования на газе (то есть если расход газа не превышает двух кубометров в час).
Поэтому зачастую «дельцы» ставят в квартирах наивных людей непонятные коробочки, которые ни к чему не подключаются. А может быть и страшнее ситуация: дилетанты-обманщики поставили прибор и даже его подключили. Но так как компетентность таких «специалистов» крайне низкая, сделали это некачественно. И последствия могут быть катастрофическими – например, утечка газа.
Как говорил Джулио Мазарини, «следует считать всех людей честными, но жить с ними надо, как с мошенниками».
Поэтому и сами не теряйте бдительности, и пожилым родственникам расскажите о подобном мошенничестве.
И пусть они при любых сомнительных звонках, посещениях или квитанциях ничего не предпринимают и в первую очередь звонят вам. А вы уже проверите, кто хочет получить ваши деньги и имеет ли он на это законное право.
Читайте также: Осторожно, мошенники: как обманывают покупателей по договору переуступки