Поговорим сегодня о несостоявшейся русской Гавайской губернии.
Впервые корабли европейцев прибыли к Гавайям в 1778 году – это была экспедиция знаменитого Кука.
Русские же впервые прибыли к Гавайским островам в июне 1804 года – это была не менее знаменитая экспедиция Крузенштерна и Лисянского. Оба правителя на архипелаге – Камехамеха I и Каумалии – установили контакты с русскими, а Каумалии – правивший малой часть архипелага, постоянно находился под давлением Камехамехи – и вовсе выразил желание стать русским подданным, если Империя защитит его владения. Экспедиция пробыла на Гавайях около 2 недель – было составлено описание островов, обычаев аборигенов, хозяйстве и языке. Были установлены торговые связи – которые должна была реализовывать Российско-американская компания – частная колониальная торговая компания, занимавшаяся освоением Америки и налаживанием торговли с колониями.
В конце 1814 года купец Баранов, один из руководителей РАК, отправляет на Гавайи судно «Беринг» для закупки провианта. В январе 1815-го года судно терпит бедствие из-за шторма и его выбрасывает на берег острова вождя Каумалии. К тому времени Каумалии уже стал вассалом Камехамехи. Томари же конфискует груз разбившегося корабля – на сумму около 100 тысяч рублей – достаточно крупная сумма в то время – несмотря на протесты со стороны РАК.
Для решения проблемы с грузом Баранов отправил на Гавайи Георга Шеффера (или Егора Николаевича как он назывался в России). Шеффер был немецким бароном, женат на русской, авантюристом-путешественником, ученым и доктором – участвовал в экспедициях на Аляску, и отправлен он был на Гавайи – «куда подальше» - из-за своего скверного характера. Он должен был установить дипломатические отношения с Камехамехой, и вернуть потерянный груз – либо получить компенсацию. К тому же, если бы вопрос не удалось решить дипломатически – Шеффер должен был захватить владения Каумалии (остров Кауаи) силой, и передать под контроль РАК и Петербурга – причем официальных санкций от правительства на это не было – все решения принимались в частном порядке в Русско-американской компании.
Шеффер приплыл на Гавайи в ноябре 1815 г., на американском корабле «Изабелла». В своих приукрашенных дневниках он пишет о том, как американцы вставляли ему палки в колеса – на Гавайях американцы имели свои торговые интересы – они распускают слухи о том, что русские готовят вторжение на острова (ну отчасти так и было). Несмотря на это, благодаря своим познаниям в медицине он стал лечащим врачом при короле – лечил его от лихорадки. В благодарность король Камехамеха дает Шефферу землю под создание фактории. Он строит дом, основывает ферму, где выращием табак, кукурузу и прочие островные растения. Американцы же объявляют его «русским шпионом», а по словам Шеффера даже покушались на его убийство. После этого Шеффер перебирается на остров Оаху.
В 1816 году к Оаху прибывают два русских корабля – по-видимому со значительной вооруженной командой. Получив «поддержку», Шеффер обращается к Камехамехе по вопросу о грузе, но король отказывается это обсуждать. После этого Шеффер решает обратиться к конкурентам – к Каумалии. Результат этих переговоров был неожиданным – желая избавиться от Камехамехи, Каумалии, как король Кауаи – попросил принять его в русское подданство, и клянется быть верным Александру I. Помимо этого, Каумалии обязуется вернуть потерянный груз, и предоставить Российско-американской компании торговую монополию и право создавать фактории.
Шеффер обещал «широкую поддержку» от Российской Империи, чтобы Каумалия смог захватить остальные острова архипелага. К несчастью для Каумалии – Шеффер не обладал никакими реальными полномочиями, и что называется «действовал на свой страх и риск». Подписав договор с Каумалии – Шеффер отправляет письма к руководству РАК и в Санкт-Петербург, в которых рапортовал о своих немалых успехах, и приросте русской земли.
Не дожидаясь официального подтверждения полномочий, Шеффер начинает колонизацию – строит фактории, фермы, и три крепости – в честь Александра, его жены Елизаветы и Барклая-де-Толли, покупает военный корабль «Авон» для защиты.
К несчастью для Шеффера, да и для России в итоге, руководство РАК в лице Баранова, узнав о самодеятельности Шеффера, отказываются предпринимать что-то до официального решения из Петербурга.
В 1817 году американцы, видя бурную деятельность русских на острове, начинают более активные провокации против деятельности Шеффера, в купе с угрозами Каумалии о военном вмешательстве американцев, которые, по их словам, находятся в состоянии войны с русскими. Лишившись поддержки Каумалии Шеффер отплывает в Китай.
Письмо же Шеффера в Петербург прибывает только в августе 1817 года. Купцы РАК, понимая выгоду от действий Шеффера, но не желая и боясь действовать самостоятельно, обращаются в МИД к Несельроде. Министр Несельроде передал им решение императора, который не желал усиления англичан в регионе, т.к. британский посол в Лондоне уже заявлял о «нежелательной активности русских в регионе», и не желая ссорится с их противниками американцами: «Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами. И потому Его величеству угодно, чтобы королю Каумалии, изъявя всю возможную приветливость и желание сохранить с ним приязненные сношения, от него помянутого акта не принимать, а только ограничиться постановлением с ним вышеупомянутых благоприязненных сношений и действовать к распространению с Сандвичевыми островами торговых оборотов Американской компании, поколику оные сообразны будут сему порядку дел.»
Шеффер возращается в Петербург только в 1818 году, и обращается в МИД с идеей отправки экспедиции для присоединения Гавайев, на что в МИДе и лично от царя приходит отказ. Российско-американская компания же отказывается ввиду того, что предыдущая деятельность Шеффера уже обошлась дорого для компании. К тому же, русский посол в Маниле также писал в Петербург о необходимости захвата Гавайев, но не получал ответа. На этом в целом все и закончилось – возможность наличия у нас тропических земель растворилась в бюрократии.
Шеффер же уехал из России, и основал первую немецкую колонию в Бразилии, где и умер.
Каменная Елизаветинская крепость сохранилась частично и до наших дней.
Американцы же аннексировали Гавайи в 1898 году, в начале своей экспансии против бывших испанских колоний. Гавайи стали 50-ым штатом в 1959 году. Руины Елизаветинской крепости же стали национальным парком «Русский форт Елизаветы» в 1966 г.