Найти тему
Руслан Зырянов

Больше, чем судьба. Обзор "Твое имя (Kimi No Na Wa)"

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

(с) А.С. Пушкин

Не случайно я взял бессмертное произведение величайшего отечественного поэта в качестве эпиграфа к обзору «Твоего имени». Чувства, которые рождаются во время просмотра теперь уже современной классики, сложно передать простыми словами. Об этих переживаниях и настроениях хочется кричать на весь мир, слагать воздушные строфы и увековечивать их в памяти поколений.

Мицуха — жизнерадостная девушка из сельской глубинки, мечтающая об огнях большого города и его пульсирующей, скоротечной жизни
Мицуха — жизнерадостная девушка из сельской глубинки, мечтающая об огнях большого города и его пульсирующей, скоротечной жизни

Для меня Макото Синкай — это особая страница в кинематографе. Это всегда пронзительные, вдумчивые и удивительные истории, которые оставляют после себя море эмоций. Из западных авторов, пожалуй, наиболее близок к нему Зак Брафф, и дело не столько в величайшей «Клинике», сколько в «Стране садов» и «Хотел бы я быть здесь». Настолько кажущиеся простыми  эти фильмы завораживают, заставляют задуматься над судьбой близких людей и по-настоящему влюбляют в себя трогательными персонажами и преподносимыми по-особенному типичными жизненными ситуациями.

Таки — полная противоположность Мицухи. Работа в Токио изнурила его, и мечты о сельском спокойствии возникают все чаще и чаще. Возможно ли найти себя в этом мире?
Таки — полная противоположность Мицухи. Работа в Токио изнурила его, и мечты о сельском спокойствии возникают все чаще и чаще. Возможно ли найти себя в этом мире?

Все это можно сказать и об очередной ленте Макото-сана. Простая история о любви вне времени и пространства, о судьбах людей, что сплетены навеки, об обстоятельствах столь трагичных, что надежды уже нет. В этом фильме великолепно все: божественные музыкальные темы, ярчайшие краски природы и Токио, даже бытовые мелочи, из которых складывается жизнь. Господи, с какой нежностью это все перенесено на экран, как захватывает дух от понимания происходящего, как хочется, чтобы все закончилось хорошо…

«Нити сплетаются и обретают форму. Скручиваются, перепутываются, порой распутываются, рвутся, но потом сплетаются вновь»
«Нити сплетаются и обретают форму. Скручиваются, перепутываются, порой распутываются, рвутся, но потом сплетаются вновь»

Но сюжет раскачивается неспешно, раскручивая цепь событий с такой скоростью, чтобы можно было прочувствовать мельчайшие его повороты. Обмен телами — не самый оригинальный ход в истории, такое мы видели во многих фильмах и до «Твоего имени». Однако самое интересное происходит именно тогда, когда герои понимают, что «застряли» в чужом теле не навсегда, а с определенной периодичностью. Именно так начинается их общение, установка взаимных правил и ограничений, и рождается та искра понимания и привязанности, которая заставляет героев искать друг друга в реальной жизни.

Единство и борьба противоположностей… Почти диалектика, но с налетом романтики
Единство и борьба противоположностей… Почти диалектика, но с налетом романтики

Поиск затягивается, обрастает странными обстоятельствами, о которых рассказывать — просто преступление по отношению к зрителю. С этой точки начинается драматичная, нагнетаемая не только сюжетно, но и визуально-музыкально, часть, раскрытие которой дарит самые незабываемые ощущения от просмотра! «Гонка с жизнью» вовлекает зрителя настолько сильно, что от осознания событий захватывает дух. Герои становятся невероятно родными, что при ощущении приближающегося финала переживаешь за них как за реальных людей. Призрачная надежда на счастливый финал тает на глазах… И все это становится таким «жутко громким и запредельно близким», что чувствуешь, словно аниме вытащило из тебя все без остатка, бросив иссушенным на раскаленном солнце Японии.

Комета Тиамат служит не только главным движущим объектом повествования, но и несет в себе глубокую зашифрованную логику автора
Комета Тиамат служит не только главным движущим объектом повествования, но и несет в себе глубокую зашифрованную логику автора

Что же есть в «Твоем имени» помимо душещипательного сюжета, самой технологичной и красивой рисовки своего времени и пронзительнейшего и удивительно чувственного аудиоряда? За ширмой обмена телами скрывается большое множество поднимаемых тем: уже упоминаемые стрессы большого города и однообразие сельской жизни, безответная любовь, тема родственных уз и традиций, конечно же, дружба, поддержка, неотвратимость судьбы, важность принятых решений и принятия их последствий и стремление всегда идти до самого конца как бы трудно это не было. В своем единстве все это превращается не в разношерстный набор вырванных из контекста историй, а в шедевральное полотно импрессиониста, которое становится таковым только на расстоянии. Аниме буквально соткано из тех самых нитей, о которых не раз говорится в «Твоем имени» — аккуратно, нежно и с безграничной любовью к своему произведению.

Оцените хрупкость картинки и великолепные ракурсы Макото Синкая, редко встретишь столь проработанное до деталей произведение
Оцените хрупкость картинки и великолепные ракурсы Макото Синкая, редко встретишь столь проработанное до деталей произведение

«Твое имя» критики нарекли «убийцей» шедевра Миядзаки «Унесенная призраками». Мол, вот он, новый король. Я не вправе так однозначно говорить, что же лучше. Миядзаки-сан виртуозно работает с мифами и народными сказками, интерпретируя их в фантастически живые миры. Макото Синкай больше говорит о людях без аллегорий, без снисхождений, привнося в повествование меланхолические оттенки, которые не очень свойственны ярким и бурлящим произведениям Хаяо.

«Твое имя» останется со мной на долгое-долгое время, поскольку есть в нем что-то такое, что заставляет задумываться о самых важных вопросах во Вселенной (ценителей «Автостопом по Галактике» попрошу воздержаться от неуместной шутки). Пропускать такое произведение искусства нельзя никому: оно обогащает духовно, оставляет огромное поле для размышлений и расширяет границы сознания. Подобное явление в анимации происходит нечасто, поэтому и воспринимается соответствующе — как прыжок в неизведанную высоту, наполненную неземной красотой! Тот случай, когда даже у нематериального есть самая материальная душа!

Специально для Вас традиционно составил плейлист из лучших песен и музыкального сопровождения из «Твоего имени», но если и этого окажется мало, что я вполне допускаю, то милости просим насладиться полной версией саундтрека Radwimps.

Текст обзора предоставлен проектом AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме!

-7