Война, как известно, дело опасное и очень дорогое. Вооруженное противостояние между большими группами людей уносит много жизней, разрушает экономику, ломает психику выживших.
Тем не менее, люди научились оправдывать войны, даже завоевательные. В ход идет пропаганда а-ля «они сами виноваты, первые на нас напали». Или собирались напасть, а мы просто начали превентивную войну, хехе.
И вообще, наши противники — дикари и злодеи. Еретики, если по-средневековому.
Интересно относились к войне древние римляне. Знаменитый римский философ и политик Цицерон считал, что войны могут быть как «справедливыми» так и «несправедливыми».
Мол, воевать-то на самом деле плохо, человек в пору насилия становится подобен животному. Но иногда приходится драться за выживание. Или за государство.
«Справедливая» война, по мнению Цицерона, может быть и агрессивной. Но нападающий обязан предъявить к обороняющимся какие-либо важные претензии. И объявить о начале вооруженной борьбы официально.
«Справедливыми» могли считаться и те войны римлян, которые они беззастенчиво вели ради расширения Республики, а потом и Империи.
Здесь, правда, Цицерон также приводит ряд особенностей.
1. Между сторонами должны вестись адекватные и взаимные переговоры. А условия договоренностей — должны обязательно исполняться в полном объеме.
2. Воевать должны лишь солдата-комбатанты, то бишь партизанщину нерегулярных формирований мы исключаем.
3. Победитель обязан проявить по отношению к проигравшему гуманность. Если, конечно, сама война велась без изуверских жестокостей и «по правилам».
Надо сказать, что ехидный Цицерон все эти постулаты оборачивал римлянам на пользу. Те, как мы знаем, к первому веку до нашей эры уже обладали кадровыми формированиями, которые в открытом бою наголову разбивали почти любого врага.
А вот партизанские засады порой трепали римлянам нервы и заставляли тех долго возиться с непокорными регионами. А то и вовсе — сваливать оттуда.
Цицерон в своем труде «De oficiis» беззастенчиво говорит о том, что войны, необходимые для расширения государства — вполне законны и справедливы.
Подобный взгляд на войну был характерен для античных народов, но римляне в этом плане превзошли всех.
Интересно и емко, на мой взгляд, выразился иной деятель, поэт Вергилий. Римская сила прощает поверженных, но предупреждает строптивых.
Кнут и пряник в чистом виде, помноженный на имперские амбиции и жажду обогащения. И все это за фасадом «законности-гуманности».
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.
У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.