Найти в Дзене
Флориан Блэк

Кен Хенсли. День рождения Волшебника

Happy birthday to magician, happy birthday to you!
Happy birthday to magician, happy birthday to you!

24 августа 1945 года в Пламстеде, близ Лондона, родился волшебник. Счастливые родители, не подозревавшие о магических способностях сына, назвали его Кенни - то есть, конечно, полное имя мальчика было несколько длиннее и горделивее: Кеннет Уильям Дэвид Хенсли (Kenneth William David Hensley), но англичане не испанцы и предпочитают в общении простоту. Поступить в Хогвартс маленькому Кенни почему-то не предложили, так что у него не было возможности овладеть заклинаниями - даже какого-нибудь простенького люмос и то не знал. Но ему этого было не нужно: как всякий одаренный маг, Хенсли со временем изобрел свои собственные волшебные слова. Правда, поучиться все-таки пришлось, куда ж без этого - будь ты хоть каким Альбусом, понимашь, Дамблдором, а не имея образования, ничего путного не наколдуешь. Поэтому в двенадцать лет Кен сделал решительный шаг и приобрел самоучитель игры на гитаре Берта Уидона (Bert Weedon). Уидон был очень популярным английским гитаристом, а его пособие помогло освоить инструмент многим прославленным исполнителям - Эрику Клэптону, например, или Марку Нопфлеру, не говоря уже о Битлз.

Как завещал великий Леннон, учиться, учиться и учиться!
Как завещал великий Леннон, учиться, учиться и учиться!

Хенсли тоже усердно занимался, а с пятнадцати лет начал выступать на сцене в составе разных любительских ансамблей. Попутно талантливый юноша освоил и клавишные инструменты - рояль, фортепиано, орган - что впоследствии очень ему пригодилось: когда Хенсли совместно с Миком Тейлором (Mick Taylor) организовал в 1965 г. группу, скромно названную "Боги" ("The Gods"), то стал играть в ней на органе, поскольку Тейлор уже тогда являлся гитарным виртуозом. Хенсли виртуозом не был (и не стал впоследствии), его начинавший проявляться дар был в другом - сочинять стихи и мелодии, которые становились прекрасными песнями.

Кто эта леди в темных очках?
Кто эта леди в темных очках?

"Боги" выпустили два альбома, "Genesis" (1968) и "To Samuel A Son" (1969). Большую часть материала написал Хенсли совместно с гитаристом Джоном Конасом (Тейлор к тому времени ушел). Конечно, это были только пробы пера, ученичество продолжалось, но свой стиль уже угадывался.

Деятельность The Gods не приносила музыкантам особых доходов, и Хенсли был рад любым заработкам. Как-то к нему обратился продюсер группы Дэвид Парамор (David Paramor), мечтавший тоже выступать на сцене, и предложил сделку: пусть Кен напишет для него несколько песен, а Дэвид выпустит их под своим именем, заплатив за это определенную сумму. Хенсли не только сочинил композиции, но и принял участие в записи альбома, вышедшего как диск несуществующей группы "Head Machine". Автором всех песен был указан Парамор, он же пел, а Хенсли, как и другие аккомпаниаторы, скрывался под псевдонимом - его назвали Кеном Лесли.

Этот проект тоже не пользовался спросом, и Хенсли оказался на распутье: The Gods фактически прекратили существование, а ничего нового не намечалось. Но природа не терпит пустоты, и на горизонте возник певец Клифф Беннетт (Cliff Bennett) - угасшая было звезда бит-музыки из группы Rebel Rousers, выпустившей в свое время несколько хит-синглов под руководством Брайана Эпстайна (Brian Epstein). Он предложил Хенсли сотрудничество, тот согласился - а что ему было терять? Недолго думая, Кен призвал под знамена нового коллектива музыкантов последнего состава The Gods - басиста Джона Глэскока (John Glascock) и барабанщика Ли Керслейка (Lee Kerslake). Беннетту пришла в голову идея дать группе как можно более отвратительное название - правда, до Cannibal Corpse он не додумался, и его фантазии хватило лишь на Toe Fat - "Жирный палец на ноге". Соответствующим образом была оформлена и обложка первого альбома группы.

Публика не спешила покупать пластинку - то ли название отпугивало, то ли представленный материал. Песни, написанные Кеном Хенсли, "не звучали" в исполнении Беннетта - представителя старой школы.

Для успешной реализации своих творческих идей Кену требовался вокалист совсем другого плана - более гибкий, более лиричный, способный вжиться в любой характер и быть убедительным в любой роли. Не только певец, но и актер. Но где найти такого? Вокальный диапазон самого Кена был ограничен, да и голос резковат... И тут судьба сделала решающий поворот, подарив Хенсли возможность творить как бы для себя, но улучшенного и модифицированного - идеального певца с оперным диапазоном, способного передать все нюансы авторского видения. Речь идет, конечно, о приглашении в Uriah Heep, которые нуждались в клавишнике, а приобрели гораздо больше - автора и катализатора идей, выведшего группу в высшую лигу рок-музыки. Конечно, это было взаимовыгодное сотрудничество, много давшее и самому Хенсли - без Heep и Дэвида Байрона (David Byron) он, может быть, и не сочинил бы некоторых шедевров вроде July Morning, и в любом случае его песни имели бы другое звучание. К счастью, звезды сошлись как надо, и волшебство свершилось, подарив миру потрясающую музыку, неподвластную времени.

Надо сказать, что помимо выдающихся музыкальных способностей, Хенсли имел счастливую внешность, являясь образцовой рок-звездой: высокий, стройный, с одухотворенным лицом и пышной гривой волос, спускающихся ниже лопаток... Прибавьте к этому соответствующий наряд, и можно икону писать:

В Uriah Heep Хенсли провел 10 лет, и это были годы творческого расцвета: тринадцать студийных альбомов с группой, два сольных альбома, плюс ещё один "продюсерский" проект - пластинка Weed (1971), записанная с немецкими музыкантами. (Там вновь пришлось воспользоваться псевдонимом). К сожалению, работа на износ, пусть и любимая, всегда имеет обратную сторону в виде накапливающейся усталости, стресса от постоянного давления и так далее. Кену, как и многим другим, не удалось избежать негативных последствий, на которых в этот праздничный день мы не будем заострять внимание. Вспомним вкратце, что после увольнения из UH Дэвида Байрона на место вокалиста взяли Джона Лоутона (John Lawton) из Lucifer's Friend, а когда и Лоутон ушел, пригласили Джона Сломэна (John Sloman), певшего до того в Lone Star. Лоутон прекрасно отработал в группе, сумев достойно заменить кумира многих фэнов Байрона, и Хенсли не пришлось особо перестраиваться. Правда, он несколько упростил свою музыку, но это было скорее требование времени - недалек был успех Foreigner, Journey, Asia... Хипам не удалось оседлать эту волну, хотя волшебные песни продолжали появляться на их пластинках.

А в 1980 году Хенсли, уставший от постоянных ссор и перемен состава, покидает Uriah Heep и, после неудачной попытки собрать новую группу на родине, переезжает в США. В этом же году выходит в свет его новый соло-альбом Free Spirit, после чего Кен присоединяется к хард-рокерам Blackfoot и записывает с ними две пластинки - Siogo (1983)
и
Vertical Smiles (1984).

Брутальные парни из племени черноногих и Кен-сорвиголова
Брутальные парни из племени черноногих и Кен-сорвиголова

Однако, узнав о смерти Дэвида Байрона, Хенсли на время отходит от музыкальной деятельности, обратившись к религии и став "новообращенным христианином" ("born-again christian"). Лишь в 1999 г. вышел альбом Кена с его группой Visible Faith, содержащий песни как духовной тематики, так и... хм... не совсем. Например, Хенсли перезаписал композицию In For The Kill с пластинки Vertical Smiles (дав ей новое название Moving In), которую когда-то пытался продать Сильвестру Сталлоне для саундтрека одной из серий фильма "Рокки". Слай предложение отклонил, посчитав песню "слишком жестокой" (вот так!)

Как бы то ни было, маэстро вернулся в музыку, регулярно выпуская новые альбомы и синглы и гастролируя по миру, при этом охотно включая Россию в свой концертный график. Что неудивительно - в нашей стране Хенсли пользуется огромной любовью и уважением народных масс, разве что Ричи Блэкмор может сравниться с ним в популярности среди российских меломанов со стажем. И пусть волшебник постарел, зато его изборожденное морщинами лицо исполнено достоинства и мудрости. С днем рождения, Кен!