"Среди всех возможностей и направлений, которыми так богато автомобильное путешествие по России, идея движения на Север как-то возникла, наряду с прочими, побыла, да и стала доминирующей. Имея опыт двух относительно недальних карельских переходов (2009-10 годы), мы с супругой решились на нечто более серьезное. Итог – северные маршруты рассматриваются теперь на семейном совете первыми. Юг поднадоел, Запад постоянно смотрится, да и недалеко его основные объекты (под этим недалеко понимаю точки, расположенные в радиусе 1000 км от нас - всегда можно дотянуться). Возникший в 2012 году Восточный маршрут, эффектно развитый в последующем, хорош и сам по себе, и как преддверие суперброска на другой конец страны. А Север…о нем сложно говорить. Там надо бывать. Дышать им, видеть, заряжаться его энергией, чувствовать себя приобщенным к его загадочной неброской красоте. Этот отчет - о переходе на автомобиле за Полярный круг, об удивительном мире дорог и направлений, о таком далеком уже, но остро близком лете 2011 года.
На бумаге все последующее выглядит экстремальней, чем есть на самом деле. Конечно, нам везло: никто не болел, машина не подвела, туробъекты оказались доступны, а повстречавшиеся люди оказались людьми. Но в целом, при реализации подобных экспедиций главное – просто ехать вперед, сочетая принципы поглощения километров и разумной достаточности. А километров там хватает – очень разных по качеству (притом порой качество выбираете не вы – просто нет альтернативы). Потому наличие в экипаже двух водителей – большой плюс. Однако, не обязательный: мы обошлись одним. Итак, ранним июльским утром мы устремились из Нижнего Новгорода в сторону Мурманска.
Экипаж из двух человек, имеющих многолетний опыт автомобильных переходов, быстро освоился к дорожному ритму. В принципе, конечно, нас было трое: полноправным участником пробега должен считаться верный «Сема» (он же «Сеня») – «Ситроен-Берлинго», новенький, к моменту старта не пробежавший и 5000 км.
Первый этап северного перехода - самый понятный: «вкатиться» в темп и ритм, почувствовав машину и дорогу, пройти насквозь Иваново (сейчас все проще, но тогда отсутствие нормальных транзитных указателей, и корректных навигационных карт превращало этот процесс в занятие нетривиальное, но утомительное). За Иваново – традиционный завтрак (рано утром ведь не ели, к восьми часам об этом начинаешь вспоминать). Далее – до Ярославля и – насквозь, минуя бесконечные дорожные работы к юбилею города, ориентируясь по потоку и временным указателям объезда. За Ярославлем обретаем северное направление, стремимся к Вологде. Этот город для нас традиционно считается воротами в Север. Обходить его смысла нет, да и жалко: город красивый. Тем, кто поедет по маршруту впервые, рекомендую задержаться хотя бы на Соборной площади (фактически, кремль), погулять среди древних стен, покормить уток на набережной, приобрести сувениры (дамы оценят знаменитое вологодское кружево). Кроме того, основные выходы из Вологды откроют на вашем пути страницу великих северных монастырей. Тем, кто устремится на Архангельск, повезет увидеть Спасо-Прилуцкий. «Западный проход» («А114») выведет (правда, далеко не сразу) на Питерскую трассу. А следующие за нами начнут смещаться на северо-запад, в направлении Вытегры. Здесь необходимо заехать в Кириллов (знаменитый Белозерский монастырь), а также – в Ферапонтово (практически на самой трассе), восхититься культовыми сооружениями и фресками XV века. Это не так долго, позвольте себе остановку, тем более, она необходима, если вы не хотите превращать путешествие в примитивную «езду на точку».
Впрочем, везде стоит соблюдать меру. Так, если вы хотите и Ферапонтово и Кириллов, есть смысл в этом секторе планировать ночлег (хороший бюджетный вариант – Липин Бор, по местным поверьям – родина Золотой Рыбки). Мы в 2011 году ограничились ферапонтовскими фресками, поскольку прицелились заночевать в Вытегре.
Спешили, но сильно поспешать не выходило – качество асфальта «на троечку», перед Вытегрой дважды встречались короткие, но неприятные грейдерные участки, которые отчасти компенсировались прелестными речными видами. В результате добрались в город лишь к 20.00. А в гостиницу нас не селят – нет мест. Метнулись еще – места есть, но от 4500 (согласитесь, изрядно для 2011 года). «Зато» местные подали идею - а езжайте-ка вы в Пудож. Там с жильем проще.
В принципе, мы планировали обойти Онежское озеро слева, а спуститься назад как раз через Пудож. Но, получив информацию, что переправа в Вознесенье работает только до 21.00, решили пробежать еще «соточку». Дорога «в стадии становления» - то есть местами нормально, а местами – нет (покрытия). «Нормально» встречалось чаще, и в 21.20 мы, усталые, вошли в Пудож (получилась ровно 1000 км – расстояние, которое считаю предельным дневным переходом, если вы не ставите специальных целей). Мудрить с гостиницами не стали, остановились в пустующем общежитии на ул. Пионерской. Беседа жены с «вахтой» о цене на номер в нашей семье теперь «апокрифична».
- Почем остановиться вдвоем?
- А вы с мужем?
- С мужем.
- А это точно муж?
- Да, могу паспорт показать.
- Ну, тогда…- пауза, оценивающий наши непрезентабельные дорожные одежды взгляд.
- Тогда?..
Тетенька прищурилась и выпалила:
- Двести рублей!
-?!
После Вытегры было трудно скрыть эмоции от этой сногсшибательной суммы. Завидев в глазах жены радость и изумление, «вахта» торопливо поправилась:
- С каждого!
Так мы стали эксклюзивными обладателями целого этажа (больше никого в здании не было). Формально нам принадлежало «только» двухкомнатное помещение, душ-туалет оказались на этаже, но это было неважно. Добыв фляжку с молодым коньячком, мы уютно поужинали, и, около нуля часов пошли прогуляться. Пели цикады, тепло разливалось внутри и вокруг, сквозь потоки густого полынного воздуха сверху белело небо (север!). Кажется, мы и сами слегка попели, не без удовольствия присоединившись к хору цикад и ветерка."
Автор текста и фото: Денис Присяжнюк
Редактор: Екатерина Суворкина