Справка. Верста – 500 саженей – приблизительно 1067 м.
Первые верстовые столбы, отмечающие расстояния между городами, появились вдоль важнейших дорог России в XVI в., которые стала называться столбовыми. Примерно в то же время родилась загадка: «Нем и глух, а счет знает» (верстовой столб).
В Петербурге, решение об установке верстовых столбов – “мраморных пирамид” на новой Петергофской дороге было принято указом Екатерины II в 1764 году. Столбы одного типа устанавливались на трассах, ведущих в императорские летние резиденции, на дорогах в Гатчину и Царское Cело. Эти дорожные знаки в виде обелисков из гранита и мрамора отмечали дорогу и ставились вдоль неё на расстоянии 1 версты друг от друга. Если вдоль дороги не было деревьев, тем же указом было приказано высаживать деревья не менее 20-ти штук.
Изготавливались столбы в мастерских Конторы строения Исаакиевской церкви предположительно по проекту архитектора Антонио Ринальди. Их установка производилась в 1780-х годах. На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы.
К настоящему времени на Петергофской дороге сохранилось восемь верстовых столбов.
Первый верстовой столб на Петергофской дороге был установлен у Старо-Калинкина моста недалеко от набережной реки Фонтанки, где во времена Екатерины II проходила южная граница города. А поскольку отсчет верст традиционно велся от здания Главпочтамта, то на "начальном" столбе значились две цифры: "3" (расстояние от Главпочтамта) и "26" (путь до конечного столба на углу Верхнего парка в Петергофе). Так "конечный" верстовой столб получил маркировку "29" - расстояние от Главпочтамта. В первой трети XX века цифру на столбе у Старо-Калинкина моста перегравировали на "26", указывая тем самым расстояние от "начального" верстового столба.
Однако изготовление и установка каменных верстовых столбов обходилась казне слишком дорого, и в 1817 г. император Александре I подписал указ, предписывающий установку деревянных верстовых столбов с наклонными черно-белыми полосами обеспечивающие лучшую их видимость. В том же указе говорилось: «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ». Появились те самые верстовые столбы, о которых Пушкин писал в своем известном стихотворении «Зимняя дорога»:
«Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег навстречу мне,
Только версты полосаты
Попадаются одне».
Верстовые столбы просуществовали до 1918 г. Большевики ломали их как символы самодержавия, поскольку почти на всех сверху был установлен двуглавый орел. Ныне по всей стране их сохранились считанные единицы.