.
Французская культура в эпоху СССР, у советских людей всегда считалась культурой наиболее романтической, (говоря прежде всего, о музыке, фильмах, о произведениях Франсуазы Саган и Экзюпери), не смотря на то, как культурное явление 19 века, Романтизм во Францию пришел позднее других стран, и практически не развился. Почему , так произошло, исходить в этом вопросе , нужно не из национального, а социального характера Романтизма, а ключ - нужно искать в характере французской революции, (и соответственно французского понятия свободы, ключевого понятия для Романтизма.) Ибо, даже если сравнить двух писателей приключенческого жанра, Жуля Верна и Роберта Стивенсона, на первый взгляд, это похожие писатели. Оба были последователями Дефо, (имея в виду знаменитого автора приключений Робинзона), к тому же, это писатели жившие и писавшие, практически в одно то же, время. Просто, Жуль Верн был французом, а Стивенсон - шотландцем. В чем же их различие? Как метко охарактеризовал Жуля Верна, Ролан Барт, любимый писатель всех подростков, Жуль Верн – все- таки, буржуа, писатель и поэт не столько размыкающего измерения пространства, сколько измерения пространства , человека замыкающего, ибо, Жуль Верн – это писатель ищущий отдельности замкнутого клочка земли, и уединенности пространства, (олицетворения комфорта.)
Даже, корабельный быт у Жуля Верна, который он описывает – являет, своего рода, некую лучшую домашнюю идиллию буржуа, что можно найти, и в его Таинственном острове. Жуль Верн, прежде всего, ученый, и буржуазный индивидуалист. А Стивенсон, скорее , искал бесконечность, скорее искал выхода из замкнутости земного бытия. Стивенсон, скорее, по своему измерению, океаничен. Можно сказать, и то, что , Жуль Верн, (которому, в отличие от Стивенсона не хватало психологичности, на фоне несомненной сюжетной гениальности его романов), ближе к фигуре фантаста, когда ,как, Стивенсон, который, даже, умер, требуя от жены , что бы она спустилась в погребок за ромом, романтик. На самом деле, Стивенсон - не только удивительный писатель, но и яркая личность , с необычной судьбой, и образом жизни. Вопреки устоявшейся точке зрения на Стивенсона, как, чуть ли, не на детского (или, подросткового) писателя, к примеру, произведения Стивенсона, очень ценил, такой литератор, как писатель Борхес.
А в России, Стивенсона очень ценил Достоевский.
Даже, скептичный Набоков написал эссе с самыми высокими отзывами о Стивенсоне,( чем немного удивил своих приземленных современников), не говоря о том, что роман о мистере Хайде, ценили все русские символисты. В своих одноногих, или одноруких пиратах (которых, тем не менее, боялись), Стивенсон, часто, описывал и себя. У писателя, страдавшего многими болезнями - отнялась правая рука, (писал он левой), а потом отнялась речь. Но , и это несчастье не остановило писателя, на языке глухонемых , продолжавшего диктовать жене. Правда, потом речь восстановилась, правая рука восстановилась тоже. В жизни писателя (как, нередко, происходило и со многими другими романтиками) произошло необъяснимое чудо...
Интересно писатель и жил.
Начиная с юности, Роберт Стивенсон много путешествовал по океану и, даже, жил среди дикарей на острове Самоа в Тихом океане (одном, из самых маленьких островных государств, в Полинезии.) Не случайно , наверное и то, что , Стивенсон, в ряде произведений похож на Достоевского, как и то, что, как точно установлено, и Достоевского, Стивенсон любил, и читал. Впрочем, это было небольшое отступление, после которого, я вновь возвращаюсь к Франции.
Что происходило во Франции, и в ее культуре?
На самом деле, если начать писать о французском романтизме, как культурном явлении, нужно сразу же отметить, что французский романтизм пришел с огромным опозданием, по сравнению с Англией и Германией . Говоря о промежутке, этот промежуток опоздания составил бы - двадцать пять, а то, и тридцать лет. Конечно, это малое время для истории, однако, очень большое время для культуры. Для примера, сравните Серебряный Век и, уже, тридцатые годы, или шестидесятые годы 20 века в русской поэзии, и восьмидесятые годы эпохи СССР .
Казалось бы, промежуток во времени, очень малый.
Однако, между этими разными культурными поколениями писателей и поэтов – ощущается целая пропасть. Больше того, именно французская революция (вестник Романтизма в Европе, особенно в Германии) вызвала, скорее, позднее разочарование в среде французских художников и писателей, и поэтому, самые крупные романтики Франции - романтики относительно поздние, в литературе, это Мериме, Гюго и Жорж Санд, а в музыке, это Берлиоз.
Правда, нужно отметить, французские романтики скорее специфичные.
Если охарактеризовать французский романтизм, проведя его отличие от романтизма немецкого, можно найти , что немецкий романтизм тяготел к мистике, и к старине, когда, как французский романтизм тяготел скорее к фантастичному (и реалистичному) , стариной не интересуясь вообще, (или, интересуясь ею, крайне редко.) Центральная фигура французского романтизма - человек современный, и разочарованный. Даже декаданс возник именно во Франции, во многом, вследствие этого разочарования, как и, упомянутого выше, опоздания Романтизма.
Именно поэтами -декадентами и прославилась французская поэзия.
Меж тем, по той причине, что просветительство во Франции было намного развитее, чем в Англии и Германии, возникли писатели плана научно- фантастического, например Жуль Верн, тяготевший к научным объяснениям - любым загадочным явлениям в своих произведениях.
А что было позднее? Появившиеся, сразу после поздних Романтиков - Бальзак, и Стендаль были, уже, Реалистами, (критическими реалистами) поскольку, в отличие от романтиков отрицали автономию личности, придавая большее значение вопросу влияния среды, жизненных и социальных обстоятельств на человека, хотя и испытывали влияние Романтиков.
То есть ,Романтизм во Франции даже не успел развиться.
Правда, справедливости ради, следует заметить, что итальянский романтизм, так же, возник, с опозданием, даже не с меньшим, (если, на самом деле, не с большим.) Самый знаменитый Романтик Италии, конечно, Леопарди. Это так называемая эпоха Рисорджименто (Возрождения 19 века.) К слову сказать, Италия в 19 веке, вообще, была довольно отсталой страной, (огороженной от Центральной Европы, Альпами), и потому, поначалу, встретившая с Наполеона, с восторгом, потом, правда, в нем, разочаровавшаяся.
Но разочаровавшаяся иначе, чем например, Германия, или даже Франция.
Как ни странно , но именно с приходом Наполеона, итальянцы, впервые, за все века своей отсталости, во многом, поверили в себя, (испытав, как негативные последствия вторжения войск Наполеона, так и положительные преобразования, ведущие к модернизации общества и страны.) Если не во всем, то во многом, истоки итальянского фашизма зародились уже тогда, в ту историческую эпоху, (как впрочем, наверное , и истоки итальянского коммунизма, прослеживающиеся до второй половины 20 века, и до его конца.)
Конечно, без Наполеона, никогда не возникло бы движения Романтизма в Европе.
И , тем не менее, не в одной французской революции было дело, но так же, в разном культурном климате. Так, в старой Италии, Романтизм был всегда, будь это Данте , или Боттичелли, если говорить о Средневековье, а так же, Корелли, или, Паганини, если говорить о 17м, или 19 веке, в музыке. Как пишут многие культурологи, именно в средневековой Италии и зародились первые зачатки Романтизма, которые, правда, развились- лишь в Англии и Германии.
Если же спросить, откуда в старой Италии возник Романтизм?
Конечно, самые первые истоки Романтизма следует искать в Древнем Риме. Да и христианство возникло во многом, благодаря врожденному романтизму древних римлян (как, ни странно это на первый взгляд, прозвучит.) Глубоко сомневаюсь, в том, что в те времена, христианство бы приняли в Древней Греции, если бы, даже, Иудея была колонией Древней Греции.
Римляне отличались от греков романтизмом.
Если древние греки - люди Традиции, то древние римляне (впитавшие греков) люди уже романтического сознания. Ряд историков и культурологов полагают, что именно Древний Рим и заложил – жанры и эстетику европейского средневековья. Впрочем, речь в статье о 19, 20 веке, и небольшое отступление про Рим – возникло для лучшего понимания исторической и культурной картины., потому, что говорить о Романтизме во Франции - сложнее всего.
Романтизм и был во Франции, но его и не было.
Самое романтичное что было во Франции это , наверное, Католицизм, до его упадка, а после католицизма , конечно же, революция и Наполеон, хотя, возможно именно эти явления, отчасти, и затормозили развитие Романтизма во Франции. Самые яркие представители французского Романтизма это Гюго и Стендаль, которого относят и к реалистам. Большего во Франции и не возникло. За то возник Ван Гог и Гоген, которые не возникли бы в Германии, или даже, в Италии.
Другое дело, сам характер французов, их менталитет.
Да и что стоит одна старая французская комедия? Французская комедия (особенно с молодым Депардье) сродни по воздействию хорошему шампанскому, в силу ее романтичного, тонко пьянящего аромата, когда как хорошая итальянская комедия (особенно с Челентано) сродни хорошему вину. А советская комедия сродни хорошей водке...
Романтизм всегда был присущ менталитету, душевному складу французов.
Другое дело, что романтический склад французов, не вылился ни одно большое, а тем более великое явление, в культуре, поскольку, все романтичное у французов никогда не поднималось выше уровня утонченной чувственности. Кстати, во многом, именно эта чувственная составляющая (так откликнувшаяся сексуальной революции с ее бесконечными фильмами про похождения Эммануэль) и привела французскую культуру к упадку.
Впрочем, нельзя не коснуться и подлинного романтика Экзюпери.
Экзюпери восхищает читателей и теперь, в 21 веке. Писатель , который и сам был ницшеанцем в жизни, и даже совершал боевые вылеты , и сражался, что бы не быть привязанным к мирскому (у Экзюпери, кстати, даже, есть повесть с таким сюжетом) даже в чем то, интереснее Ницше. Ницшеанец для себя, добрый христианин для мира - такова формула его личности. Как он далек от других ницшеанцев, у которых добро и зло поменялись в голове местами.
Не такой был Экзюпери.
Экзюпери рисковал с каждым своим новым боевым вылетом, а не совершал чисто головные операции, как например, знаменитый философ Сартр, который хотя и побывал в плену у немцев, но не так, как например, Левинас, или бежавший из плена Смоктуновский. Разгадка Маленького Принца - связь с детством, писателя.
Эта связь – как связь с духовной Родиной .
Но как не похоже у Экзюпери , становление в образе ребенка , на становление в образе ребенка у Ницше, имея в виду три превращения духа у Ницше, где высшее духовное становление - достигается в образе ребенка, или на ступени детства. Впрочем, и добрый романтик, и сказочник Экзюпери – скорее исключение для Франции. Явление Экзюпери явление для Франции уже позднее, если не опоздавшее.
Это как бы явление 19 века, в веке уже двадцатом.
Подъитоживая этот сложный и длинный разговор, нужно лишь еще раз заметить, что причины опоздания и неразвитости Романтизма во Франции – во многом тянутся из эпохи Просвещения, которое во Франции, так и не смогло преодолеть Романтизм, как произошло это, например, в Англии, в Германии., и в ряде других европейских стран.
Однако, это же, и следствие революции.
Даже такая фигура как Батай, это прямое следствие опоздания Романтизма во Францию., то есть, следствия того, что культура Франции не справившись с историей Франции (не ответив на вызов времени), породила вначале декаданс, и отчужденных от мира импрессионистов, а в 20м веке породила Батая - выразителя настроений среди тогдашних отчаявшихся буржуа.
А что было еще позднее?
Именно, непреодоленное Романтизмом в 19 веке, просвещение и породило скептиков вроде Деррида, этнографов-структуралистов, вроде Леви Стросса (в чем то, даже, последователя, Жуля Верна в философии), а затем и материалистов-анархистов вроде Делеза, и разумеется, психоаналитиков, во главе с Лаканом. Духовность немецкой философии уступила дорогу французскому интеллектуализму, что предопределило 20 век.
Хотя, вся «левая» философия 20 века во Франции – весьма интересна.
Что происходило , на самом деле, с уже левой волной Франции, имея в виду Фуко и Делеза? В чем истоки их революционности? Думаю, неудача французской революции, которую они желали, прежде всего, культурно или, социально исправить.
По этой же причине, во Франции в 20 веке, был так моден и марксизм.