Вы думаете, Стив Джобс был первым, чей бизнес с ошеломительным мировым успехом начинался с гаража? Как бы не так!
Японец Момофуку Андо опередил его на 60 лет – на заднем дворе своего дома он изобрел лапшу быстрого приготовления.
Идея «мгновенного рамена» (рамен – международное название лапши) пришла к нему после Второй мировой войны, в годы острой нехватки продовольствия. На рынке возле главного железнодорожного вокзала Осаки он увидел длинную очередь голодных, замерзших (была зима) людей, ожидающих свою порцию лапши. Момофуку был внезапно поражен осознанием: Еда так важна, что без нее невозможно ничего – ни одежда, ни жилье, ни искусство, ни культура. При этом будучи опытным бизнесменом, он отметил, что японцы очень любят лапшу, но спрос на этот продукт не удовлетворен. Через несколько лет Момофуку потерпел финансовую неудачу и потерял все, что имел: свой бизнес и все свои сбережения. И когда ему самому нечего было есть, он вспомнил увиденную сцену и решил попробовать приготовить быстрорастворимую лапшу.
Целый год безвылазно он экспериментировал с лапшой в своей мастерской на заднем дворе. Самой большой проблемой оказалась просушка готового продукта. В конце концов он придумал пропитывать лапшу бульоном и маслом и сушить ее на гриле (по типу темпуры), и это сработало! Высушенная лапша хранилась даже дольше замороженной!
Из-за своей высокой цены (35 йен) и новизны Chikin Ramen (именно так Момофуку назвал свое изобретение) изначально считался предметом роскоши и стоил в 6 раз дороже свежей лапши.
На протяжении нескольких лет продукт улучшался: ароматная приправа стала выпускаться в отдельной упаковке, появился суп быстрого приготовления из высушенных овощей, а также «полезная» лапша: с коллагеном, низкалорийная, с низким содержанием натрия.
Постепенно распространяясь в Азии, Америке и Европе, лапша быстрого приготовления получила признание во всем мире. Ежегодный мировой спрос на лапшу быстрого приготовления оценивался примерно в 15 миллиардов порций в 1990 году, затем в 50 миллиардов порций в 2001 году и превысил отметку в 100 миллиардов порций в 2012 году.
Момофуку Андо определил 5 принципов лапши быстрого приготовления: доступность, удобство, безопасность, длительный срок хранения и вкус. Именно универсальность этих принципов обеспечило ему мировой успех.
В 2000 году японцы признали лапшу быстрого приготовления лучшим изобретением XX века.
Интересные факты
По состоянию на 2018 год во всем мире ежегодно потребляется около 103 миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Китай на первом месте - 40 миллиардов упаковок лапши быстрого приготовления в год (39% мирового потребления), Индонезия - 12 миллиардов, Индия - 6 миллиардов, Япония - 5,7 миллиарда, Вьетнам - 5,2 миллиарда.
В 2005 году совместно с Японским агенством аэрокосмических исследований была разработана «космическая лапша». Три небольших куска лапши и бульон с приправами были упакованы в мягкий герметичный пакет. Для приготовления лапши даже не нужен был кипяток – достаточно подогреть воду до 70 градусов! Лапша прошла космический запуск и была успешно съедена :)
Популярный в России бренд Doshirak первоначально назывался Dosirak, но был переименован, так как на русском языке это название было неблагозвучно. Первое время (в конце 1980-х) она была популярна только в Дальневосточном регионе России, но в начале 1990-х успешно пробилась на запад. В России лапша быстрого приготовления считается вредным и некачественным питанием на случай экономических кризисов. Также она очень популярна среди студентов и бездомных.