Найти тему
Попробуем на себе!

Лапша быстрого приготовления: от предмета роскоши до обеда студентов

Вы думаете, Стив Джобс был первым, чей бизнес с ошеломительным мировым успехом начинался с гаража? Как бы не так!

Японец Момофуку Андо опередил его на 60 лет – на заднем дворе своего дома он изобрел лапшу быстрого приготовления.

Момофуку Андо, Источник https://www.cupnoodles-museum.jp
Момофуку Андо, Источник https://www.cupnoodles-museum.jp

Идея «мгновенного рамена» (рамен – международное название лапши) пришла к нему после Второй мировой войны, в годы острой нехватки продовольствия. На рынке возле главного железнодорожного вокзала Осаки он увидел длинную очередь голодных, замерзших (была зима) людей, ожидающих свою порцию лапши. Момофуку был внезапно поражен осознанием: Еда так важна, что без нее невозможно ничего – ни одежда, ни жилье, ни искусство, ни культура. При этом будучи опытным бизнесменом, он отметил, что японцы очень любят лапшу, но спрос на этот продукт не удовлетворен. Через несколько лет Момофуку потерпел финансовую неудачу и потерял все, что имел: свой бизнес и все свои сбережения. И когда ему самому нечего было есть, он вспомнил увиденную сцену и решил попробовать приготовить быстрорастворимую лапшу.

Целый год безвылазно он экспериментировал с лапшой в своей мастерской на заднем дворе. Самой большой проблемой оказалась просушка готового продукта. В конце концов он придумал пропитывать лапшу бульоном и маслом и сушить ее на гриле (по типу темпуры), и это сработало! Высушенная лапша хранилась даже дольше замороженной!

Так выглядела первая лапша быстрого приготовления. Источник https://instantnoodles.org
Так выглядела первая лапша быстрого приготовления. Источник https://instantnoodles.org

Из-за своей высокой цены (35 йен) и новизны Chikin Ramen (именно так Момофуку назвал свое изобретение) изначально считался предметом роскоши и стоил в 6 раз дороже свежей лапши.

На протяжении нескольких лет продукт улучшался: ароматная приправа стала выпускаться в отдельной упаковке, появился суп быстрого приготовления из высушенных овощей, а также «полезная» лапша: с коллагеном, низкалорийная, с низким содержанием натрия.

"Тоннель лапши быстрого приготовления" в одноименном музее в Осаке.  Источник https://www.nippon.com
"Тоннель лапши быстрого приготовления" в одноименном музее в Осаке. Источник https://www.nippon.com

Постепенно распространяясь в Азии, Америке и Европе, лапша быстрого приготовления получила признание во всем мире. Ежегодный мировой спрос на лапшу быстрого приготовления оценивался примерно в 15 миллиардов порций в 1990 году, затем в 50 миллиардов порций в 2001 году и превысил отметку в 100 миллиардов порций в 2012 году.

Момофуку Андо определил 5 принципов лапши быстрого приготовления: доступность, удобство, безопасность, длительный срок хранения и вкус. Именно универсальность этих принципов обеспечило ему мировой успех.

В 2000 году японцы признали лапшу быстрого приготовления лучшим изобретением XX века.

Источник https://food.ndtv.com
Источник https://food.ndtv.com

Интересные факты

По состоянию на 2018 год во всем мире ежегодно потребляется около 103 миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Китай на первом месте - 40 миллиардов упаковок лапши быстрого приготовления в год (39% мирового потребления), Индонезия - 12 миллиардов, Индия - 6 миллиардов, Япония - 5,7 миллиарда, Вьетнам - 5,2 миллиарда.

В 2005 году совместно с Японским агенством аэрокосмических исследований была разработана «космическая лапша». Три небольших куска лапши и бульон с приправами были упакованы в мягкий герметичный пакет. Для приготовления лапши даже не нужен был кипяток – достаточно подогреть воду до 70 градусов! Лапша прошла космический запуск и была успешно съедена :)

Космическая лапша. Источник https://instantnoodles.orgИс
Космическая лапша. Источник https://instantnoodles.orgИс

Популярный в России бренд Doshirak первоначально назывался Dosirak, но был переименован, так как на русском языке это название было неблагозвучно. Первое время (в конце 1980-х) она была популярна только в Дальневосточном регионе России, но в начале 1990-х успешно пробилась на запад. В России лапша быстрого приготовления считается вредным и некачественным питанием на случай экономических кризисов. Также она очень популярна среди студентов и бездомных.

Еда
6,93 млн интересуются