В 2018 году исполнилось 280 лет старейшей балетной школе мира. В разные годы она называлась по-разному: Театральное училище, хореографическое училище, сейчас — Академия русского балета им. Вагановой.
По случаю юбилея Академия выпустила серию книг, в числе которых «Дневник ректора», «Профили танца» Красовской, переиздание «Основ классического танца», воспоминания о Марине Семёновой. Все книги были представлены на выставке к 45-летию Николая Цискаридзе в декабре прошлого года. Некоторые из них переданы в дар театральной библиотеке Петербурга. В их числе — книга о творческом пути Жанны Аюповой.
В самом начале книги — вступительное слово Николая Цискаридзе, где народный артист вспоминает свои выходы на сцену с Жанной Аюповой в «Сильфиде» и «Видении Розы», когда он ещё был совсем молодым танцовщиком, а Жанна — опытной балериной, танцевать с которой — огромная честь.
Сегодня Жанна Аюпова — первый проректор и художественный руководитель Академии русского балета им. Вагановой, а заняла это место народная артистка России по приглашению Н. Цискаридзе.
…В одном из интервью Жанна Исмаиловна вспоминает, что её приняли в балетную школу сразу, хотя раньше ей казалось, что туда берут каких-то невероятных детей. Видимо, такой она и была в детстве.
В книге есть воспоминания первых лет обучения в училище, когда Жанна Аюпова уже выделялась среди остальных учениц. Ей доверили танцевать маленькую Машу в «Щелкунчике» намного раньше, чем это обычно бывает. Педагог взялась репетировать с девочкой на пальцах, но Жанне это было нетрудно, она справлялась со всеми задачами, несмотря на возраст.
В книге очень много страниц посвящено воспоминаниям о Нинели Кургапкиной — любимом педагоге Жанны Аюповой. Было время, когда Нинель Александровна преподавала одновременно и в школе, и в театре, и однажды она должна была выбрать себе класс. Просматривая классы, Кургапкина выделила класс, где училась Жанна Аюпова. И однозначно решила, что возьмёт его, потому что там учится такая способная девочка.
В 1984 году Жанна Аюпова окончила хореографическое училище и была принята в Кировский театр. Там её педагогом по — прежнему оставалась Нинель Кургапкина. Вместе они готовили почти все партии, и даже если Жанне доводилось репетировать с кем-то другим, она всегда советовалась с Кургапкиной.
В 1989 году свой последний спектакль на Мариинской сцене танцевал Рудольф Нуриев. Он выбрал себе в партнерши Жанну Аюпову. Почему великий артист сделал такой выбор, до сих пор так и осталось тайной даже для самой Жанны. Балерина вспоминает, что очень волновалась, поначалу не знала, как себя вести на репетициях. Но атмосфера сложилась самая благоприятная. Рудольф Нуриев был очень корректен и профессионален по отношению к молодой артистке, объяснял тонкости в исполнении. Некоторые варианты Жанна так и оставила себе для дальнейшей работы в «Сильфиде» — настолько замечания выдающегося танцовщика были грамотны и точны.
Сегодня Жанна Аюпова передаёт свой опыт новым поколениям будущих артистов в стенах Академии Русского балета, в которой она и сама выросла. Когда Жанна Исмаиловна обдумывала предложение о новой должности, задалась одним вопросом: «А что сказала бы Нинель Александровна?» Но старый коллектив, на чьих глазах в стенах школы выросла Аюпова, принял ее очень тепло.