Считается, что решение о помиловании побеждённого в бою гладиатора демонстрировалось кулаком с большим пальцем, поднятым вверх. А решение о смерти, соответственно, большим пальцем, направленным вниз. Этот миф получил распространение в 19 веке, его зримое воплощение можно увидеть на картине «Pollice Verso» («Пальцы вниз») французского художника Жана-Леона Жерома. На этой картине зрители желают, чтобы победитель добил соперника.
Современники свидетельствуют, что сюжет картины был почерпнут художником из романа популярного английского автора Бульвер-Литтона «Последние дни Помпеи». На самом деле с арены было бы нелегко увидеть, в какую сторону показывает палец императора, сидящего в ложе, расположенной довольно высоко. Историки считают, что жест, означавший помилование — просто сжатый кулак. Он символизировал убранный в ножны меч. А призыв добить побеждённого изображался открытой ладонью, что означало меч обнажённый.
Другой популярный миф — гладиаторов выгоняли на арену силой и заставляли там сражаться. Действительно, есть свидетельства древнеримских авторов о случаях, когда гладиаторов принуждали к битве, подгоняя их кнутами и угрожая раскалёнными железными прутьями. Но это относится только к преступникам, присуждённым римским судом к смерти на арене. То же самое относится к обычаю утаскивать с арены тела побеждённых крючьями, а раненных добивать специальным деревянным молотом. Это тоже относится к убитым на арене преступникам, обычных же гладиаторов, павших в бою, увозили с почётом на специальной тележке, а тело передавали в гладиаторскую школу его товарищам для торжественного погребения. При гладиаторских школах были свои кладбища, многие захоронения на них с богатыми надгробиями и надписями, свидетельствующими о почёте и уважении.
Обычно считается, что гладиаторами были исключительно мужчины-рабы. Это почти соответствует истине, большинство гладиаторов в самом деле в ранние века истории Древнего Рима составляли военнопленные, а в поздние просто рабы. Но были и свободные люди, по собственной воле записывавшиеся в гладиаторы. В том числе и женщины. Об этом упоминает, например, древнеримский писатель Светоний в жизнеописании императора Домициана. На арену выходили даже женщины из знатных родов. Не так давно было найдено захоронение римской женщины-гладиатора, причём судя по полученным ею при жизни повреждениям, участницы боёв с дикими животными — venatio (в переводе с латыни «охота»).
Многие думают, что гладиаторы выходили на арену чуть ли не каждый день, и каждый из поединков заканчивался смертью одного из участников. На самом деле профессиональные гладиаторы (а не преступники или военнопленные) стоили очень дорого. Обычно их покупали на рынках рабов в 17-летнем возрасте, учили и готовили к выступлению настоящие профессионалы, как правило, сами в прошлом гладиаторы. В настоящих, а не учебных или показательных боях (например, на вилле какого-нибудь патриция во время пира — обычно такие бои не велись до смерти) гладиатор мог участвовать 1-2 раза в год. В среднем гладиатор за всю жизнь участвовал в 8-10 сражениях.
В городе Вероне было найдено немало гладиаторских надгробий. Вот примеры надписей на некоторых из них. Секутор Адонис, 27 лет, сражался в 8 боях. Гладиатор Пардус (прозвище, означавшее «гепард»), погиб в 11-м сражении. Глаукус («блистательный» по-гречески), погиб в восьмом сражении, 23 года. Самый необычный случай — надгробие гладиатора Дженерозуса («ценнейший»). Умер естественной смертью, победив в 27 боях. Так что и в самом деле у каждого гладиатора был шанс, хоть и не слишком большой, получить рудис (символический деревянный меч) и покинуть арену, после чего жить ещё долгие годы.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев