Улицы полны, светофоры постоянно красные. Пять минут до встречи, пять километров до финиша. Некоторые ревут и жестикулируют взволнованно, другие сигналят, приближаются или обгоняют рискованно. И иногда такие действия имеют тяжелые последствия. Согласно исследованию несчастных случаев страховщиков, около одной трети всех несчастных случаев со смертельным исходом, вызванных автомобилистами, приходится на такие преступления, как опасный обгон и превышение скорости.
Агрессия в пробках - распространенная проблема, от которой почти никто не застрахован. Стресс, потеря времени, интенсивное движение - эти факторы побуждают людей быть раздражительными за рулем.
Агрессия за рулем — это ответ на разочарование
По данным соц. опросов почти все респонденты сказали, что они были жертвами агрессивного поведения хотя бы один раз. И каждый пятый респондент был убежден, что агрессия в дорожном движении возросла за последние пять лет.
Почему за рулем нервы так часто сдают? Как считают некоторые исследователи, основной мотив — это мобильность. Водители хотят добраться от А до Б как можно быстрее. Пробки, строительные площадки или другие, более медленные участники дорожного движения являются препятствием для быстрого достижения цели. Это приводит к разочарованию и быстро превращается в агрессию. В таких ситуациях каждый больше желает нарушать правила.
Мужчины обычно агрессивнее женщин.
Как правило, к ним относятся чаще мужчины, которые выделяются в этом контексте нарушениями правил. Исследовательская команда обнаружила, что в это основном мужчины среднего возраста, которые ездят на роскошных седанах. Вероятно, это люди, которые достигли определенной должности и много путешествуют по работе.
То, будет ли водитель оценен агрессивно другими, вероятно, будет зависеть от внешнего вида его автомобиля. Считается, что фары и решетка радиатора напоминают лицо. Особенность при вождении автомобиля в том, что он защищен жестяным кузовом и является анонимным на дороге. Но в обыденной жизни есть совершенно разные варианты общения. Если, например, кто-то в магазине лезет без очереди, то можно ему сделать замечание в лицо, кроме того, другие клиенты могут быстро вмешаться, если вдруг произойдет конфликт. Но трудно представить такое на автодороге, где нарушитель может просто уехать.
Агрессивное вождение может стать привычкой
Исследователи видят еще одну проблему в том, что агрессивное поведение в дорожном движении обычно не имеет последствий: это не влечет за собой социальные санкции или полицейские наказания. Аварии в пробках также редки. Такая манера действует как награда для преступников. Таким образом, в зависимости от типа водителя агрессивное поведение может стать привычкой. Тем не менее, психологи не видят решения ни в строгом полицейском контроле, ни в ограничении скорости, а вместо этого выступают за соответствующее просвещение по вопросам дорожного движения, т.е. это должна быть цель всех участников дорожного движения, включая велосипедистов и пешеходов. Для этого надо повышать осведомленность по этой теме. Целевые рекламные кампании на автомагистралях, способствуют этому. Также важно научиться понимать перспективы других.