Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ МНЕ ТАК НРАВИТСЯ ЭТОТ КЛИП С БОЕМ ДЖОРДЖЕМ

.

ПОЧЕМУ МНЕ ТАК НРАВИТСЯ ЭТОТ КЛИП С БОЕМ ДЖОРДЖЕМ

Чем мне нравится довольно старый клип с Боем Джорджем под названием, Ты и вправду хочешь мне причинить боль, ты действительно хочешь заставить меня заплакать (do you really want to hurt me?, Do you really want to make me cry?) Герой клипа Боя Джорджа – юноша- хасид, и хотя, в клипе он, танцующий под музыку регги фигурирует как немного странный хасид- растаман, все таки, в своей шляпе и с пейсами, он олицетворяет хасида, об этом говорит и непонятная надпись на иврите , изображенная на его хитоне. Именно, для хасидов, как известно, характерно достижение религиозного экстаза, посредством танца, что и иллюстрирует его лирический герой, фигурирующий в одном из клубов в тридцатые годы. Про это видео хочется сказать, что это довольно умный клип, с абсурдным юмором , и тонкой провокацией. Даже тем, что клип не апеллирует к антисемитизму , (может быть, лишь тонко намекая на него), клип интересен – абсолютной невписанностью - экзотического лирического героя в земной мир. Герой песни и клипа Боя Джорджа , вспоминая евангельские слова, именно, «не от мира сего» . И поскольку, он не от мира сего, он и не вполне материален, как и не вполне существует, грассируя на границе земной реальности и воображения, то появляясь, то , вновь, ускользая, как видение. Именно потому все попытки его схватить – оканчиваются неудачей.

Герой композиции и клипа Боя Джорджа, каждый раз, ускользает , каждый раз оказываясь только призраком, видением. В то же время, клип говорит, о том, что лишь тонкость, хрупкость и какая та эфирная невесомость способна победить тяжелые законы нашего земного мира. Кто такой подлинный хасид? Хасид это веселый, жизнерадостный гностик от иудаизма. Хасидизм тем и ценен , что смог преодолеть мрачность гностицизма, (так же, как впрочем , и ученую тяжесть религиозных понятий талмудического иудаизма), поэтому в хасидизме так важны эмоции, и танец. В этом смысле, хасид ,в чем то, сродни исламскому суфию, хотя конечно отличается от суфия, своей чисто юдаистичной спецификой, и традицией. Вероучение хасидов основано на талмудических и кабалистических толкованиях Торы с большим количеством мистических и экстатических элементов, выражающихся в стремлении к тесной связи верующего с Богом, через переполняющее человека - выражение восторга, песни и танца.

Можно вспомнить слова Ницше, я могу представить Бога только танцующим

Хасидизм первым утвердил достижение веселия - достижением духовной полноты. Веселие для хасида, не просто эмоция ,или, даже, чувство, а своего рода медитация, правда медитация "активная". Хасидизм ,так же, придает большое значение молитве , как средству медитации и общения с Богом, но иначе, чем классический иудаизм. Молитва хасида ,не просто базируется на желании милости Бога, в хасидизме считается, что и творческая воля человека способна влиять на волю Бога. Огромную важность хасидизм придает и понятию обычной искренности. Искренность важна , как в общении человека и Бога, так и между человеком и его ближним.

Ибо, искренность – от слова искра (искра божья.)

Вечно пританцовывающий хасид отрицает тяжесть своего ига, (бремя мое легко как говорил Христос), как и тяжесть земной материи, истории, или, чрезмерно нагруженных терминов, не имея ничего общего с юдаистом, считающим себя, только, сплошной жертвой истории. В то же время, при помощи своего танца, хасид показывает неуловимость и апофатизм любого духовного понятия. Этими чертами и неповторим хасидизм. Некоторым православным людям, нападающим на юдаизм, я бы ответил, что хотя, юдаизм и отрицает роль Христа, мне кажется, больший грех искажать учение Христа злобой и ненавистью, чем отрицать христианство (учитывая кстати и то, что некоторые евреи признают роль Христа как пророка, даже из числа юдаистов.) После некоторого отступления религиозного, совершу отступление касающееся музыки, точнее говоря стиля и жанра музыки, связанного с этим клипом.

Для этого , совершу возращение в эпоху 80х.

Касаясь рок, и поп культуры прошлого, нельзя не упомянуть такого явления 80х годов прошлой эры, как Новая Романтика, прежде всего, для того, что бы это позднее явление немного проанализировать , что бы лучше осветить этот клип. Если охарактеризовать этот стиль и в музыке и в одежде, возник он как альтернатива панк-року, (возникшему ранее) от которого музыкальная молодежь Англии начала уставать, и постепенно разочаровываться.

Тогда и возникло движение под звучным именем Новая Романтика.

Самыми яркими представителями этого движения стали с одной стороны, Дэвид Боуи (и несколько отличающийся от него артистическим имиджем Бой Джордж), а с другой стороны группа Депеш Мод, правда, возникшая уже, позднее. А начался, Новый Романтизм с того, что воспевал гламур, и в отличие от панк -рока был асоциальным и аполитичным жанром.

На гребне этой новой волны появился Бой Джордж.

Удивительно в этой истории и то, что продюсером исполнителя Боя Джорджа стал, ни кто-нибудь, а Малькольм Макларен, человек, ранее создавший Секс Пистолз. Если сравнить более старый панк рок, и возникший позднее Новый Романтизм, можно найти, что последний , скорее являлся некоторой пародией на старый английский Романтизм, имея в виду, как тягу к гротесковому пародийному аристократизму, так и некоторую театральную андрогинность.

На первый взгляд, это странное сочетание и эстетика.

И, конечно же, подобное сочетание не могло не шокировать публику. Более того, все эти проявления, можно и осуждать, и критиковать, если, правда, не учитывать тягу даже самой классической английской культуры к гротеску, к костюмированной традиции Шекспира, и своеобразному английскому юмору, который нужно уметь понимать.

А что можно сказать о Бое Джордже?

Говоря о Бое Джордже , как о существе напоминающем скорее расстроенного ребенка, у которого взрослые, только, что отняли любимую игрушку, чем человека, сколь- нибудь взрослого, может быть, он ничем себя не проявил, кроме как сладковатой лирики, и андрогинного эпатажа, если конечно не отметить красивый, проникновенный голос, и хорошие вокальные данные исполнителя. Однако, это клип и вправду, маленький шедевр.

Особенно, поражает как он легко, невесомо двигается.

Разумеется, к эпатажному клипу Боя Джорджа можно отнестись по разному. Например можно отнестись к этому клипу, с точки зрения чисто эстетической, подразумевая как необычный наряд, так и андрогинный образ исполнителя, напоминающего на самый поверхностный взгляд, Пьеро, или грустного, обиженного волшебника из детской сказки.

Однако, юноша все -таки хасид, хотя и довольно, своеобразный.

К выходкам героя клипа, можно отнестись и с христианским сочувствием, поскольку, люди больные, или юродивые для того и нужны миру что бы вызывать во взрослых людях – их чувство доброты, теряющееся по мере взросления, или пропадающее по мере утраты сказочного измерения этики, утраты, случившейся. уже, в детстве.

Впрочем, об этом будет сказано ближе к концу очерка.

Не остается без внимания и мысль, что если начать сравнивать довольно скандального Боя Джорджа в клипе , (которого в конце этой истории, даже, сажают в тюрьму), и самых обычных английских обывателей, которые внушают едва ли не большее отвращение, возникает вопрос, что хуже, где больше нравственной аномалии? Однако, в этой истории есть улыбка.

Улыбка в том числе и смысловая.

Эта улыбка немного и проясняет, и даже смягчает эту историю, рассказанную от имени героя, уже, в зале суда. Довольно провокационно в клипе и то, что Бой Джордж, исполняющий роль хасида, танцует регги, хотя именно жанр регги – (набравший популярность в послевоенное время) для Англии довольно традиционен.

На самом деле, в клипе – интереснее нечто другое.

Интересно то, что Бой Джордж в этом клипе , даже не столько впадает в детство, сколько из него не выходит. Пожалуй, именно это, (если не зацикливаться на одной эпатажности героя ) и является в клипе самым интересным и глубоким. Потому, что взрослея мы утрачиваем от полноты, как утрачиваем и от себя.

Каждое взросление у человека проходит через пол.

Благодаря полу, мы с одной стороны взрослеем, и становимся самостоятельными, а с другой теряем, обретая самостоятельность, мы утрачиваем самодостаточность, присущую детству, теряем целостность, теряем и ангеличное измерение бытия в образе нашего детства.

Может быть, потому связь с собой у человека есть связь с его детством?

Путь к детству – (в таком смысле) и есть путь к андрогинности и полноте. Настоящий путь к детству и есть путь к святости. Однако, подлинный путь к детству – несет смысл, когда этот путь является духовной трансгрессией, а не духовной регрессией.

На этой мысли, пока и завершу свой небольшой очерк.