Мы проводим в школе 9 или 11 лет своей жизни. Это много. И, к сожалению, это время не всегда вызывает приятные воспоминания.
Лично я школу не любила. Очень не любила. И чувствовала себя там плохо. Мне уже почти под 50, но до сих пор мой самый страшный ночной кошмар – это не Фредди Крюгер, не персонаж «Пилы» или «Чужого, а мой ответ у доски в школе. Это при том, что я хорошо училась.
Я это все к чему? Очень часто я спрашиваю студентов, которые учатся у меня:
- Где вам больше нравится учиться? В школе или в вузе?
Ни один не сказал, что в школе. В основном называли вуз. Нет, были разные варианты, от: «Конечно, вуз», до: «Наверное, все-таки вуз» или «Да нигде не нравится». Но именно школу не называл никто.
***
Недавно у меня начала заниматься девушка, студентка, перешла на 4 курс. Учится по специальности «Таможенное дело». Идет на красный диплом, одни пятерки. Очень милая такая, воспитанная, умная девушка. Рисует хорошо, йогой занимается, начитанная. И я задала ей свой стандартный вопрос.
- Однозначно, в универе, - ответила она. – Только не в школе.
Я начала выяснять, почему. И она мне рассказала такую историю (я дальше продолжу от первого лица).
Я всегда была очень тихой. И я вообще не могу, когда на меня кричат. Мне сразу становится плохо, у меня слезы, меня трясет, я ничего не соображаю. Поэтому в школе я всегда старалась лишний раз промолчать, не высовываться, не спорить с учителями, руку не поднимать. Отвечала, только когда спрашивали. Училась я в основном на тройки. В старших классах я стала побойчее, но мне все равно было тяжело из-за некоторых ситуаций.
Например, один раз был такой случай. Учительница английского предложила тем, у кого спорные оценки, их исправить. У меня выходила довольно твердая тройка, но она подошла и ко мне тоже, сказала, что стоит попробовать. Я не хотела, но она была очень настойчива. Я тогда подумала, может, она за работу хочет несколько оценок поставить, тогда вполне могла четверка выйти.
Дала она нам задание на дом, я вроде все сделала. На уроке вызывает меня к доске – объяснять. Я в одном предложении все объяснила, во втором, а вот на последнем застопорилась. Я сделала все правильно, а почему поставила именно данную форму глагола – ну не могу объяснить, хоть ты тресни. Объясняю одним способом, она мне:
- Неправильно!
Другим – опять неправильно. Я тогда говорю:
- Я не знаю, почему так написала.
И тогда она начала на меня орать. Что я отнимаю ее время, что я списала, что я напросилась на исправления и еще много чего.
А у меня сразу слезы, чувствую – удержаться не могу, а перед всем классом сопли размазывать мне неудобно, и не хочу. Я тогда развернулась и ушла. В туалет. Решила холодной водой умыться и постоять немного.
А она прибежала за мной! И начала там дальше на меня орать. Потому что, раз я ушла, когда она меня ругала, значит, я подорвала ее авторитет. И я немедленно должна вернуться в класс и продолжить объяснения.
Я вообще растерялась, поэтому заперлась от нее в кабинке. Через дверь она не стала на меня орать и ушла. А я тогда встречалась с одноклассником, она ему при всем классе сказала:
- Иди и уйми свою истеричную девчонку.
После этого я вообще у нее на уроках отвечать не могла, на меня ступор нападал. И даже тройка у мене еле-еле выходила.
***
Знаете, самое интересное, у девушки уровень английского действительно слабый. Но она схватывает все на лету. Она делает все практически идеально. И в вузе на пятерки учится. Вот там она, как это сейчас говорят, «раскрылась». Но, как видите, и случай этот, и школу в целом до сих помнит негативно. И я уверена, еще долго будет помнить.
К сожалению, иногда, чтобы сломать человека, можно даже не орать, можно просто перед классом высмеять его не очень удачный ответ. И потом с почти стопроцентной вероятностью вы уже никакого ответа не получите. Вообще никакого, ни хорошего, ни плохого. И в процессе борьбы с наглыми и хабалистыми (а таких много среди школьников, я согласна), под «раздачу» попадают тихие и послушные.
***
Дома я рассказала эту историю дочери. И она спокойно так сказала:
- Да, я тоже стараюсь лишний раз не высовываться и вообще молчать. А то кто знает, за что наорут. Спросила уже один раз на английском про школу, хватит (я об этом случае писала здесь). А классная мне вообще даже на уроке говорит, чтобы я лучше молчала, поэтому я и молчу.
Да, пожалуй. Я вспомнила, если перед уроком литературы я говорю дочери:
- А вот смотри, ты можешь еще про это рассказать, и про то. Мы же с тобой обсуждали этот поворот сюжета/мотивы поведения главного героя.
Она мне отвечает:
- Мама, ты что, это никому не нужно и не интересно. Училке главное, чтобы мы текст пересказали.
И поэтому она молчит. Или пересказывает текст, если спросят.
Наверное, где-то есть школы, где ученики и учителя взаимодействуют, где ученики ведут себя в рамках приличия и не воспринимают учителей как личных врагов, а учителя не видят в каждом их слове подвох и прислушиваются к их мнению. Наверное, где-то есть. Только мне, к сожалению, такие школы не попадались. И моей дочери пока тоже. А жаль, очень жаль.
P.S.: Я не утверждаю что все-все школы и учителя плохие. И если этот текст кем-то воспринимается как «наезд», то это «наезд» скорее на систему.
P.P.S.: Перечитала сейчас эту статью. И могу воскликнуть, как Ленин: "А ведь есть такая школа!" В ней сейчас дочь и учится.
Можно почитать подробно в рубрикаторе под заголовком "Новая школа, где учится моя дочь - наверное, такой она и должна быть везде".
Так что ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – давайте общими усилиями пожалеем нас всех, бедных.