Есть фильмы, которые постоянно крутят по телеканалам: комедии Гайдая и Рязанова, “В бой идут одни “старики”, “Девчата”, “Место встречи изменить нельзя”. Их много, но ограниченное количество. Это своеобразный канон, куда вошло как действительно лучшее, так и просто по каким-то причинам полюбившееся массовому зрителю. Понятно, что при всей культовости Андрея Тарковского его сложные картины в разряд избранных плохо проходят.
Тут как с кулинарией. Я очень люблю оливье, но это довольно незатейливое блюдо (не оригинальный рецепт Люсьена Оливье, конечно, а упрощенный советский вариант), прекрасно подходящее для общепита. Есть и более изысканные кушанья, но они стоят дорого, готовить их долго. Поэтому по сути о них никто и не знает.
Но это все вступление к разговору о фильме 1960 года “Девичья весна”. Для того черно-белого времени появлению цветных лент уделяли особое внимание. Как правило, это были комедии, в которые режиссеры старались вложить как можно больше ярких красок. Это и природа, и костюмы.
Молодой оптик Володя Макеев влюбляется в солистку ансамбля “Девичья весна” Галю и устраивается подсобным рабочим в камбуз на теплоходе, на котором едут артистки. Лишь бы познакомиться с красавицей. Но к Володе приглядывается молодая повариха Настя (одна из первых ролей Люсьены (в титрах - Людмила) Овчинниковой; через год она снимется в “Девчатах” и станет известна на всю страну).
Конечно, под “Девичьей весной” подразумевается главный женский коллектив страны Советов: “Березка”. Ее артистки и участвуют в номерах, которыми богат этот мюзикл. Их знаменитый скользящий шаг ни с чем не перепутаешь. Тут даже идеологическая отповедь “низкопоклонству перед Западом” есть. Галя поет песенку по-французски, и Володя огорчается: эх, я тебя полюбил как березку, а ты пальма какая-то. В общем, приструнил как надо! Нечего подражать чужеземной древесине...
Концерт и фильм - все-таки разные вещи. И в этом уязвимое место всех мюзиклов. Песни и пляски драматургии не помощники обычно. Но для поклонников жанра там есть на что посмотреть. Да, хореография, пожалуй, в чем-то устарела и разнообразием не балует - это не эстрада, а стилизация под фольклор. Зато зритель может посмотреть номера в исполнении одного из лучших танцевальных ансамблей мира.
Порадовал режиссерский дуэт Дорман-Оганесян творческими поисками. Приготовление пищи - тоже в каком-то роде искусство. Так и говорится в одном из диалогов. И с помощью монтажа и музыки авторы показывают своеобразный производственный танец. Пожалуй, здесь можно было посильнее сработать, но само намерение уже похвально.
Нашел интересный отзыв зрителя из Франции. Вот вам взгляд со стороны:
- Красиво во всех отношениях. Этот фильм - из сокровищницы кино. Я никогда не видел картину, которая бы свидетельствовала о таком подлинном и глубоком культурном наследии. Это не только красивая история, но и редкий документальный фильм о танцах и традициях великой России. Это вселенная, основанная на подлинной крестьянской жизни, а уровень, качество сценической постановки бесконечно превосходит то, что можно найти в других традициях и даже в классическом танце, - написал Кристиан Гиньяр.
Документальность заключена не только в запечатленных на пленке хороводах. Корабль идет по Волге - и мы видим нашу страну почти 60-летней давности. Уж позвольте, буду говорить о том, что знаю хорошо. Вот это уникальный кадр. Набережная в Сталинграде. Сейчас ее нет.
- Люди ей не успели попользоваться. Уж не знаю, из-за чего так вышло: просчет инженеров или некачественные материалы. Но в субботу лестницу должны были принимать проверяющие, а в пятницу она рухнула в воду, - рассказал мне генеральный директор проектно-изыскательского института Гипроводстрой Юрий Ступенко.
А вот драмтеатр им. Горького на площади Павших борцов. Здесь “Девичья весна” дает финальный концерт.
А это набережная 62-й армии. Она мало изменилась с тех пор.
Если подытожить, то фильм вполне можно смотреть и сегодня. Конечно, он наивен, что тоже свидетельство той эпохи. Но есть удачные шутки. И красивые светлые лица.