В Иерусалиме православная Пасха начинается со схождения Благодатного огня. Русские привыкли, что новость о Воскресении Христовом приходит в полночь, после крестного хода. Поэтому многие наши паломники отправляются в русские церкви на привычную службу.
Троицкий собор
Мы пошли на пасхальную службу в главный русский собор Иерусалима — Троицкий. Он находится в двух шагах от Jaffa street и от Иерусалимской мэрии. Когда подошли к храму, вокруг него уже было много людей. Всё, как во всех русских церквях, — перед входом столики, на которых стоят корзины с куличами, яйцами.
Во дворе тоже много людей со свечками — ждали крестного хода. Между фасадом собора и оградкой метра три-четыре, поэтому народ стоял очень плотно.
Рядом с нами оказались три женщины, которые говорили на очень правильном украинском языке. Было приятно, что пришли в церковь, не смотря на всю политику.
Рядом с храмом находится отделение полиции. Туда доставляют задержанных, которые периодически орут на весь околоток. Крестный ход закончился не только возгласами "Христос Воскресе!", но и криками из соседней кутузки. В остальном служба как и во всех русских храмах шла чинно и торжественно.
Практически никто не делал селфи, не снимал. Люди пришли на службу. В Троицкий собор мы шли из храма Гроба Господня.
Ещё на улице в Старом городе к нам подошла женщина. Признала в нас русских и спросила на русском — как пройти к храму. Какой храм ей был нужен толком объяснить не могла. Оказалось тот, где будет пасхальная служба с крестным ходом.
Мы сказали, что как раз идём туда. По дороге выяснилось, что она приехала с Кипра. Там живёт давно, а на Пасху приехала в Иерусалим, не сама, с тургруппой. Но на службу хотела попасть в русскую церковь.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня делят между собой шесть церквей. Вместе с православными Пасху отмечают ещё четыре церкви — сирийская, армянская, коптская и эфиопская.
В храме смешались все — туристы, паломники, верующие и просто любопытные. Была толкотня и духота. Кувуклия закрыта для посещения, там шли службы. Разные части храма то и дело отгораживались для богослужений.
Более менее умиротворенная атмосфера с комнатке, где служит сирийская церковь. Когда заглянули туда, было ощущение, что это единственное место, где нам рады. Мы даже получили благословение священника.
Коптский придел в храме — малюсенькое местечко с иконами с внешней стороны кувуклии. Копты и эфиопы молятся Иисусу совсем не так как мы, но очень искренне. Что-то в этих молитвах есть первобытное, языческое. Хотя языческого хватает и в наших обрядах.
Уже во дворе храма мы наблюдали за африканским танцем, наверное во славу Христа. В кругу вместе с эфиопами (может быть это были копты?) кружилось и несколько европейцев.
Пуп земли исчез
Греческий придел в храме наверное самый большой и находится напротив входа в кувуклию. Именно здесь всегда находился пуп земли — символический центр мира.
Обозначен он был вполне конкретной мраморной вазой. Её даже приковывали цепью, чтобы никто не унес или случайно не сдвинул. Стояла эта ваза на линии между алтарём греческого придела и кувуклией.
Греки готовились к службе, поэтому часть проходов была перекрыта. Но самое главное, что между алтарём и кувуклией ничего не было, никакой вазы! Священное символическое место, о котором говорят все экскурсоводы и путеводители, исчезло.
То ли его убрали на время службы, то ли припрятали вазу на дни, когда в храме очень много паломников. Но в любом случае пуп земли подвинули. Не обнаружили его мы и на следующий день, когда пришли уже в воскресенье, в день Пасхи. Пупа земли не было, но мир не рухнул!
В воскресенье в храме было не менее суетно — кто-то молился, кто-то делал селфи, кто-то просто глазел по сторонам. Очередь на Голгофу, очередь к камню помазания. Везде люди, люди, люди.
Сложно найти место в храме, где можно спокойно посидеть и подумать, кому-то помолиться. Очень суетно было в этом святом месте.
Всё это так не походило на то, каким я привык видеть храмы — тихое спокойное место, где каждый старается как можно меньше передвигаться во время службы и не нарушить покой другого.
В Иерусалим, надеюсь, ещё вернусь не один раз. Но больше никогда не сделаю на праздник. Но чтобы это понять, обязательно нужно было приехать сюда в пасхальные дни. © Вот такая вот хурма