Драма «Танец Дели» режиссёра Ивана Вырыпаева (2012) структурно представляет собой семь короткометражных фильмов, связанных между собой одними героями, единым местом действия и исходным событием. В каждой "серии" предлагается свой вариант развития событий одной и той же истории, при этом единственной константой является смерть или критическое состояние одного из персонажей, в том числе закадровых.
Итак. Место действия: кушетка в больничном коридоре с белыми кафельными стенами.
Действующие лица:
- Катя — танцовщица, автор гениального танца Дели;
- Алина Павловна — мать Кати;
- Андрей — друг Кати, женат;
- Валерия — балетный критик;
- презабавная медсестра.
Исходное событие: Катя придумывает потрясающий по красоте и силе воздействия танец, который и "запускает" определённые отношения с другими героями.
И вот, в каждом мини-фильме кто-то умирает, а оставшиеся в живых собираются на больничной кушетке и разговаривают...
Звучит не слишком заманчиво, да? Не блокбастер, во всяком случае.
НО! Пусть вас не смущает отсутствие действия, нарочитая лаконичность видеоряда, своеобразная подача текста актёрами — всё это работает на то, чтобы зритель остался лицом к лицу не с персонажами, не с актёрами, а с драматургическим текстом. (Ведь изначально «Танец Дели» — это пьеса, написанная Вырыпаевым в 2009 году). А текст-то хороший, фирменный, "интегральный" вырыпаевский текст с гипнотическими повторениями, параллельными конструкциями, философскими и психологическими формулировками-манифестами.
Пара слов о манере чтения вырыпаевского текста. Если вы послушаете, например, радио-читку более поздней пьесы Вырыпаева «Иллюзии» в исполнении самого автора, вы поймёте, что механистическая манера исполнения входит в замысел драматурга. Его тексты ДОЛЖНЫ так звучать. Сама форма текста диктует такое звучание.
И возвращаясь к «Танцу Дели». Мне очень понравилась актёрская работа, музыкальное сопровождение, но ещё больше меня порадовала именно встреча с драматургическим текстом. Режиссёр как бы оставил меня, зрителя, наедине с чистыми смыслами.
Лично для меня этот фильм стал приятным открытием. После нарочито пёстрого и эпатажного «Кислорода» мне не слишком хотелось смотреть другие картины Вырыпаева, но вот приглянулась кафельная стеночка с постера к фильму :) И не зря!