Интересный дед
Удивительно, но я в своём детстве застал живых красноармейцев, воевавших ещё в Гражданскую войну. Дед Семён был одним из них. А запомнил я его потому, что он был интересный, на выдумки горазд. Мне, огольцу сельскому, было лет 6, я ещё в школу не ходил. Нравился мне дед Семён, за его рассказы и притчи. Сядет иногда на завалинку, и давай притчи рассказывать, одну за другой. Знал он их много. А мы, ребятишки, собирались голопузой гурьбой летней порой возле него, и, разинув рты, слушали.
А ещё он нас жалел, выручал, когда за наши шалости хотели наказать строго. Хотя знал, где мы прячемся, никогда нас не выдавал. Добрый и интересный был дед. Особенно запомнилась его притча про веник. Может, кто её и знает, словесно по тексту. А я впервые её услышал из уст деда Семёна. И не как-нибудь, а с жизненным примером. Кратко перескажу притчу, может, кто её ещё не читал и не знает.
Притча про веник
Заключается притча в том, что отец старик позвал к себе сыновей, дал им в руки веник из ивовых прутьев, и говорит: «Попробуйте сломать веник». Сыновья начали ломать веник. Гнули по-всякому. Гнётся веник, трещит, а не ломается. Тогда отец развязал тесьму, которая связывала веник, рассыпал прутья от веника. Дал каждому сыну по одному прутику и говорит: «А теперь попробуйте сломать». Все сыновья легко сломали свои прутики. Отец говорит: «Теперь поняли?». Сыновья не смогли ответить. Не поняли они ещё. Тогда отец говорит: «Люди, как эти прутики. Поодиночке легко и сломать, и убить даже. А вместе, когда люди дружны и спаяны общим делом, они несокрушимы, как этот веник».
Когда дед Семён нам рассказал эту притчу, он, улыбаясь, поднял с земли лежащий рядом ивовый веник. Говорит: «Убедитесь, что это правда». Начали ребятишки гнуть веник. Не сломали. Мне, как одному из младших из кампании, веник дали в последнюю очередь со словами: «Куда тебе!». Пыжился я, пыжился, от натуги чуть не лопнул. Даже гнуться у меня как следует веник не хочет. Дед, добродушно смеясь, развязал веник, и дал каждому по прутику. Все сломали, кроме меня. Я еле-еле сумел прут почти сломать. Он у меня остался в согнутом, надорванном положении. «Каши есть надо больше»: смеялись надо мной. Дед сказал: «Ничего. Подрастёт, сломает».
Поминки
Прошло ещё полгода. И дед Семён, старый красноармеец, воевавший ещё в гражданскую войну, умер. Это была первая смерть, встреченная в моей жизни. Я её не боялся. Может, потому, что нас, ребятишек малого возраста на прощание с дедом не позвали. А когда мы попытались пролезть в избу, нас просто прогнали. Когда же схоронили деда Семёна, всю ребятню посадили за стол. Человек 20 нас уселось.
До сих пор помню вкусные щи, кашу, компот с добавками. Ели так, что из-за стола еле вылезли. Сколько живу, я вспоминаю деда Семёна добрым словом. За его доброту и жизненный урок с веником и прутьями. И помню его красноармейский шлем будёновку, старую, выцветшую такую шапку, с красной звездой спереди. И вспоминал, как рассказывал дед Семён, что значит кавалерийская атака. Конечно, он ребятишкам не всё говорил. Запомнилось только, как он часто повторял: «Страшное дело». И замолкал.
Вывод
Счастлив тот, кому попался в начале жизненного пути дед или старик, который может научить мудрости. И пусть потом она частично забудется, заваленная собственными грехами и ошибками. Но потом эта мудрость, приправленная своей мудростью, выведет на верную дорогу, не даст пропасть. Поможет исправиться.
Дорогой Читатель!Спасибо что зашел на мой канал!Я стараюсь для Тебя! Если понравился мой рассказ, то не забудь поставить лайк! Подпишись и не пропусти мои новые статьи! Присылайте Ваши статьи на адрес theophilanbo@yandex.ru и я их опубликую