Даже почти через 30 лет после распада Советского Союза, многие бывшие его граждане до сих пор думают, что белорусы, русские и украинцы – это один народ. Разумеется, первые и последние хорошо осведомлены о российской культуре, но такую точку зрения склонны разделять реже, чем жители РФ. А так ли это с точки зрения истории?
Если выбрать в качестве критерия генетику, то все у представителей этих национальностей доминирующей является гаплогруппа R1a1 (характерная также и для поляков). С точки зрения науки, это практически одни и те же люди.
Но не все так просто. У нас разные обычаи, менталитет, да и языки немало отличаются, хоть и имеют общие корни.
Как так получилось? Это один из самых трагических вопросов. И интересует меня очень давно.
Проще считать белорусов, русских и украинцев одним и тем же народом. Вся наша история начинается с Киевской Руси, которая была расколота надвое Золотой Ордой. Юго-Западные княжества на века были разделены с Северо-Восточными.
Представьте себе, что монголы не пошли бы на запад, а остались кочевать в своих степях. Ну или что Золотая Орда сохранила контроль над всей Русью, а не поделилась ее землями с поляками и литовцами.
Тогда бы Киевская Русь оставалась единой, и у нас вообще не было этой дискуссии! Дело закрыто.
Но история не знает сослагательных наклонений. В результате раздела страны по линии восток/запад со временем накопились культурные отличия. К 17 веку, когда Русское царство возвратило часть современных Украины и Беларуси, тамошний народ был явно отличен от собственно русских.
Правда, в то время, когда нации еще толком не возникли, отношение людей к этому было куда проще. Религия имела первостепенное значение. Люди говорили на языке, который был практически как русский и разделяли общую православную веру.
Римский католицизм казался чуждым и еретическим. Вот тогда украинцы и белорусы действительно думали о себе, как о русских. И власть с ними была вполне солидарна, не признавая жителей западных губерний отдельными этническими группами.
К тому же, несколько веков жизни в одном государстве, сгладили прежние отличия. Еще большее сближение произошло в 19-20 веках после индустриализации и крупных перемещений населения. В результате украинцы и белорусы до настоящего времени по большей части говорили по-русски. Собственные языки оставались уделом сельских жителей или немногочисленной интеллигенции.
Но после распада СССР, который случился из-за экономических, а не национальных причин, Украина и Беларусь начали искать свою собственную идентичность.
К сожалению, в Незалежной в качестве стратегии достижения этого был использован крайний национализм. Поддержка украинской мовы и национальной культуры стала навязчива и агрессивна. И это дало свои плоды.
Новые поколения думают о своих соседях на востоке исключительно в отрицательном ключе, забывая, что их предки долгое время были частью единого целого и вместе делили горе и радость. Для них века общей истории – пустой звук и на каждый довод о необходимости единства у них найдется контрдовод о злокозненности «клятих …»