Почти в каждом учебнике литературы (по крайней мере советском) присутствовал портрет А. С. Пушкина, но мало кто знает, кто создал этот эталонный образ русского поэта. Создателем был Орест Адамович Кипренский - без преувеличения величайший русский художник-портретист, открывший для Европы гений русского художественного искусства.
Согласно церковным записям Орест родился в марте 1782 года в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии (Кингесепский район Ленинградской области), родители - крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова. У помещика усадьбы А.С. Дьяконова не было законных детей и он очень поддерживал мальчика - дав ему вольную в 1788 году, способствовал его поступлению в Воспитательное училище Петербуржской Академии художеств, под фамилией Кипренский, что нередко дает основание полагать, что помещик и был настоящим отцом Ореста.
В 1797 году Кипренский поступает в саму Академию в класс исторической живописи Георгия Угрюмова и Габриэля Франсуа Дуайена. Постоянно получая серебрянные и золотые медали, на момент окончания Академии в 1803 году, художник не смог выиграть пенсионерскую поездку в Европу (стажировка за счет учебного заведения). Но с разрешения своего покровителя и директора Академии по совместительству, Алексея Строгонова, смог остаться в учебном заведении еще на три года.
Уже через два года, в 1805 году он наконец выиграет золотую медаль и долгожданную поездку в Италию, своей работой "Дмитрий Донской на Куликовом поле". Но в Европе бушуют войны Наполеона и поездка была отложена. Годом ранее, в 1804 году на выставке Акдемии художеств, Кипренский выставил свои работы "Портрет бригадира Жукова", "Портрет ребенка" и пожалуй самый известный свой портрет - "Портрет отца А.К. Швальбе", именно эту работу, спустя 26 лет будут считать произведением Рубенса на выставке в Неаполе.
Пока Европа успокаивает Наполеона, художник отмечается иконой "Богоматерь с Младенцем" в Казанском соборе Санкт-Петербурга, портретом купца А.И. Кусова, парным портретом Федора и Екатерины Растопченых, портрет будущего героя Отечественной войны 1812 года - Александра Челищего, и конечно портреты Евграфа (не путать с Денисом), Василия и Алексея Давыдовых.
И вот, по протекции и спонсированию императрицы Елизаветы Алексеевны, в 1816 году художник отправляется в Европу. Минуя Германию, Орест отправляется в Италию, где уже немолодой художник берет уроки перспективы у Анжело Тозелли. Именно в Риме он получает признание Европейской общественности - предложение Флорентийской академии написать автопортрет для старейшего музея Европы -галереи Уффици, такой чести до него не удостаивался ни один русский художник.
Там же в Риме, он знакомится со своей музой и будущей женой Анна-Мария Фалькуччи, в 1819 году ей 7 лет и она позирует ему для шедевра "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке". Так же, в первый римский период, Кипренский отметился портретом Екатерины Авдулиной.
В 1822 году в доме художника находят мертвую итальянскую красавицу-натурщицу Кипренского (и мать Анны-Марии), полиция так и не смогла доказать причастность художника к убийству, но не выдержав давления общественности, определив Анну-Марию в монастырский пансион и оплатив ее содержание, Орест покидает Италию.
На удивление быстро расспостранившиеся слухи, закрывали двери Европы для художника, даже его друзья-художники в Париже не желали его знать. И в 1823 году Кипренский возвращается на Родину. По дороге домой в Мариенбаде, он знакомится с писателем Иоганом Гёте и рисует его карандашный портрет.
Дошли слухи и до России, и хотя многие знатные дома столицы отказывались принимать художника, остались и многие почитатели его мастерства. Граф Дмитрий Шерементев предложил Кипренскому стать его личным живописцем и оборудовал ему мастерскую во дворце на Фонтанке.
Постепенно слухи улеглись и художник вновь стал востребован. В 1824 году он пишет портрет графа Шереметева, в 1826 портрет "садовода-театрала" А. Шишмарева, а в 1827 всем известный портрет А.С. Пушкина. В своем стихотворении "Кипренскому" Пушкин писал:
"Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз"
Портреты пользовались большим спросом (не было у них тогда еще смартфонов), от заказов не было отбоя, но Ореста тянуло в Италию. И в 1828 году он на всегда покидает Россию. В это время Рим наводнен мастерами живописи со всей Европы, художник Александр Иванов пишет в одном из писем: "Наш почтеннейший Кипренский, увенчанный лаврами Европы, едва живет в Риме".
Художник переезжает в Неаполь, где продолжает писать портреты и жанровые картины: "Неаполитанские мальчики"(1829), "Читатели газет в Неаполе"(1831), "Портрет Ф.А. Галицина"(1833). В 1831 году художник устраивает выставку своих ранних работ, включая "Портрет отца" и "Девочка в маковом венке". Местная Академия восприняла эти произведения за шедевры Рембрандта, Рубенса, Альбертини, но никак ни за полотна русского художника XIX века.
В 1836 году Орест принимает католичество и в июле женится на повзрослевшей Анне-Марии Фалькуччи. Через 3 месяца, Кипренский слег с воспалением легких и 17 октября 1836 года умер. Анна-Мария родила ему дочь Клотильду, но уже после смерти художника.
Ореста Адамовича Кипренского погребли в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме. Где над надгробием "...поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме..." стеллу, которая стоит там и по сей день.
Не смотря на то, что полотна Кипренского украшают многие знаменитые музеи мира, на родине памятник великому художнику поставили только 24 марта 2017 года, авторами Д. Щербаковым и С. Сергеевым.
Если статья была интересна ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением, оно очень важно для повышения качества статей.