Пожалуй все уже привыкли к тому, что Китай выполняет в мире роль некой глобальной фабрики, производящей практически все что угодно в любых количествах. И собственно, кто сказал, что производство «грез» привилегия Голливуда? Нравится нам это или нет, но Китай решил не делать исключений и замахнуться на тонкие материи. Как бы мы не иронизировали над амбициозными планами по создани Chinawood-a проект запущен, в него инвестируются большие деньги и, что пожалуй более важно, государственная поддержка у него на уровне российского Сколоково.
Не для кого не секрет, что Китайская экономика в последнее время с взяла курс на внутреннее потребление для стабилизации объемов производства и снижения зависимости от экспортеров, благо численность населения позволяет. Киноиндустрия не стала исключением – приоритет прокатчиками отдается национальному кинематографу, а кассовые сборы подтвержадают, что выбор зрителей на стороне кинопродукции с лейблом made in China. Благо, есть из чего выбрать: ведь за последнюю пару лет китайские студии выпусткают не менее 400 фильмов ежегодно. Не смотря на то, что соотношение китайской и импортированной кинопродукции все еще 40% к 60%, а отставание в сфере технологий от голливудских студий весьма значительно, общий рост китайской индустрии в последнее время составил 30% за последние десять лет, что обещает вывести ее на второе место после американской и внушает инвесторам не малые надежды. Так только количество современных прекрасно оснащенных цифровых кинотеатров выросло с 80 в 2008 году до 9.965 в 2018, их количество продожает рости как грибы после дождя и к 2021 году Китай планирует быть впереди планеты всей по количеству кинотеатров IMAX 3D. Кинозалы без преувеличения есть в каждом относительно большом торговом центре и, не смотря на проблемы с авторскими правами, пиратством и возможностью скачивать или смотреть новые фильмы online, за билетам нередко стоят очереди, а голливудские звезды регулярно посещают Китая для рекламы того или иного блокбастера.
Началом Chinawood-a вполне можно считать открытие в 1996 году Hengdian World Studios, кино-парка расположенного в провинциальном городке Hengdian провинции Чжецзян в пяти часах езды от Шанхая. Безумный проект бизнесмена Xu Wenrong, не окончившего даже начальную школу, начался с воссоздания на 21.3 гектаре улицы Кантона 19 века для съемок фильма режиссера Xie Jin ”Opium War”. Построенные за четыре месяца на арендованной у фермеров земле декорации, изминили жизнь этой глубинки до неузнаваемости – сейчас Hengdian World Studios это не только самый большой в мире кино-комплекс, совмещающий в себе студии, съемочные площадки и прочие процессы начиная от ателье по производству костюмов, заканчивая аредной кино-оборудования и оснащения для спецэффектов, по размеру равный совокупной площади Universal и Paramount Studio, но и туристический аттракцион – привлекающий тысячи туристов своими шоу и возможностью понаблюдать за съемочным процессом. Но, обо всем по порядку.
Расцвет Hengdian World Studios начался в 2000 году, после того как отец-основатель и идейный вдохновитель проекта Xu Wenrong, сделал бесплатной аренду открытых сценических площадок. Этот хитрый ход, в первую очередь привлек внимание многочисленных региональных каналов и студий, занятых в производстве несчетного колличества сереалов, а во вторую конечно же новых инвесторов. По информации компании Hengdian Group в проект было вложено 111 миллионов долларов. Это позволило компании создать 28 больших открытых сценических площадок воссоздающих архитектуру династий Мин и Цин (1368-1911), имитацию дворца династии Цинь (221-206 г до н.э), целиком воспроизвести Запретный город, ряд улиц Гонконга, а в настоящий момент идет работа над воспроизводством Шанхайской набережной Бунд (ранее все съемки «старого» Шанхая производились на территории Shanghai Movie Amusement Park в пригороде Шанхая, местечке Chedun) . Помимо архитектурных декораций в кино-комплексе работает 11 больших крытых студий, а с июля 2010 года запущено строительство 9 дополнительных студийных помещений (4, из которых, достроены на текущий момент), чье оснащение будет соответствовать последнему слову техники и обойдется еще в 33 миллиона долларов.
За последние 8 лет на территории Hengdian World Studios поработало более 900 съемочных групп, естественно, большинство из Китая и Гонконга, но великолепные условия и относительно низкие цены предлагаем кино-комплексом, в последнее время привлекают все большее количество зарубежных деятелей кино. Основным отличием Hengdian World Studios от себеподобных киногородков на территории Китая, Корее и Тайланда, стал подход его основателей к сфере услуг, которые съемочные группы в состоянии получить на его территории – для размещения киногрупп было построено несколько отелей разной категории, помимо стандартных условий аренды оборудования для съемок, освещения, спецэффектов, кино-комплекс располагает профессиональными коммандами инженеров, художников по костюмам, архитекторов, гримеров, самым крупным в Китае авто-парком, включающим в себя не только реплики, но и настоящие антикварные авто-экземпляры, а также профессиональной... массовкой: на территории городка постоянно проживает 3500 актеров, а в случае необходимости их колличество усилиями агентов Hengdian World Studios может быть увеличено до 250 000 (это было продемонстрировано студией в 2008 году во время съемок масштабных военных сцен при работе над эпическим фильмом “Red Cliff” режиссера John Woo).
Однако, Hengdian Group не ограничивается привлечением в свои студии профессионалов, не менее важным для развития комплека Hengdian World Studios яаляется туризм. Именно он в последние годы, позволил компании заработать дополнительные средства для масштабного строительства, запланированного на ближайшие четыре года. Китайских и зарубежных туристов привлекает в студийный комплекс не только возможность понаблюдать за работой над съемками того или иного сериала или кинофильма, и, вероятность, встретиться лицом к лицу со звездами такого масштаба как Джеки Чан, Джет Ли или Кристиан Бейер (все перечисленные звезды принимали участие в проектах, съемки, которых производились на территории Hengdian World Studios), но и широкомасштабные постановочные шоу-программы, которых в репертуаре студии на сегодняшний момент уже более 10. Каждое шоу меняется в течение года, добавляются новые и дорабатываются старые элементы представления, меняются спецэффекты и сезонные составляющие декораций и костюмов, позволяя создать ощущения новизны для тех, зрителей, которые приезжают в парк не первый раз. Шоу-программы ежегодно приносят не менее 100 миллионов юаней (плюс еще несколько сотен миллионов от дополнительных сезонных шоу-программ) чистого дохода студии, а колличество туристов неуклонно растет – так за прошлый год рост составил 28%, что позволило компании увеличить свой чистый доход более чем на 65%.
Подобная популярность превратилась в проблему и даже чуть не рассорило руководство Hengdian World Studios с киношниками – огромный наплыв туристов и ограниченные возможности размещения в отелях, подняли цены за сутки в 4-х звездочном отеле на небывалую для этих мест высоту, что не могло не сказываться на бюджетах съемок. В данный момент Hengdian World Studios работает над решением проблемы, которое будет устраивать каждую из сторон – студия не только начала строительство дополнительных «спальных мест», в том числе и апартаментов экономического класса, в которых работники киноиндустрии смогут останавливаться на 2-3 месяца съемочного процесса, а также пятизвездочного отеля мирового класса, но и привлекло к развитию гостиничного сервиса близлижащие населенные пунткы: отели городов Yiwu, Yongkang и Dongyang уже готовы принять туристов Hengdian World Studios.
Успешный пример оказался заразительным – в начале 2012 года в городе Wuxi провинции Цзянсу открылся первый в Китае цифровой кинопроизводственный центр, расположившийся на территории в 6 км2 , готовый предоставить оборудование и услуги для цифровых съемок кино и рекламы. На территории центра уже открыли свои представительства более 800 компаний, включая такие известные профессионалам как Raleigh Studios (одна из самых старых американских студий) и Technicolor (компания лидирующая в сфере инновационных цифровых технологий в кино, например Blu-ray™). Правительство провинции согласилось инвистировать в развитие проекта более полутора миллиардов долларов, а руководство студии заявило о своих целях на ближайшие три года: снять не менее 40 китайских и зарубежных кинофильма в стенах центра и не только вернуть, вложенные в создание цифровой кинобазы средства, но и удвоить их. Студия Wuxi также заявила о своей готовности не только предоставить около 30-50 тысяч рабочих мест, для профессионалов занятых в кинопроизводственном процессе, но и создать центр профессионального обучения для повышения квалификации и получения специального образования.
Эти удачные примеры являют собой еще одно свидетельство того, что как бы не иронизировали над проектом Chinawood-a именитые кинокритики и просто зрители, хорошо отлаженный механизм продолжает свою работу, а корабль плывет намеченным курсом, учитывая бюджеты и инвестиции регулярно «подбрасываемые» в топку, а также рост благосостояния среднего китайского кинозрителя, котлы не остынут и все кто на борту, рано или поздно достигнут берегов мечты – того момента во времени, когда над словом Chinawood уже никто не решится потешаться.
Автор текста: Елена Балахнова