Найти тему

Анна Ахматова. Реквием. Моя трактовка

Анна Ахматова...эта человеческая величина - личность поминальным звоном зазвучала во мне в мои ранние юношеские годы, возможно ещё на школьной скамье. Моя питерская художественная школа при Мухе была знаменитой .Располагалась она в солидном особняка братьев Тургеневых на Фонтанке, напротив Цирка Ченизелли. Литературу а старших классах вёл замечательный педагог - Юрий Соломонович Забинков - настоящий питерский интеллигент, скорее всего он и разбудил во мне интерес к поэзии вообще и к творчеству Ахматовой в частности. Время было советское, 60-е годы, дальние отголоски гонений ещё витали в воздухе и таким же осторожным и пугливым было упоминание о недавно ещё опальной поэтессе.

Ну а знаменитый агатовый томик её избранного попал в мои руки уже на первом курсе Академии художеств, далеко неслучайно. Её внутренний голос, торжественно- скорбный отразился во мне благодарным и отзывчивым отзвуком. Чутким эхом отозвался в моей душе скорбный перезвон её колоколов. Много позже , уже в 80-е годы я был потрясён её "Реквиемом". Социальное напряжение витало в предгрозовой атмосфере конца 20-го, может быть самого кровавого века в мировой истории и ахматовский реквием воспринимался многими чуть не манифестом грозных тектонических сдвигов. "Блажен, кто посетил сей мир в его мгновенья

-2

роковые..."- это пророческое восклицание гениального Тютчева набатным звоном разливалось в гнетущем воздухе конца столетия слез , перекликаясь с ахматовский набатом...Почему-то особенно остро я почувствовал в эти последние годы века все то неимоверное напряжение человеческих сил, потраченных на Страдание, которое в силу какого-то высшего закона справедливости должно было закончиться возмездием крушения ненавистного политического строя. С такими мыслями в голове и с таким страстным порывом в душе я работал над фреской углём по мотивам ахматовского "Реквиема,"пытаясь выразить весь ужас невыплаканных мольб, всю беззащитность человека перед кровавым молохом деспотичного государства...

Эта моя работа положила начало циклу работ в технике монументальной графики, который я назвал "Россия. Восхождение на Голгофу" 

Тогда же я создал и известный портрет Анны Ахматовой на фоне трагедии 20 века в России. Портрет вошёл в мой известный цикл "Судьбы", посвящённый духовным светочам Мира - поэтам, художникам, пророкам...

-3

" И выла старуха, как раненый зверь" По мотивам "Реквиема". 1991г. Фреска углём. И. С.

Спасибо за Лайк и подписывайтесь на мой канал.