В хорошей книге, кроме цепляющего названия, должно быть и не менее цепляющее начало. Сколько людей помнят, откуда строчка «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? Да, пожалуй, все, кто хоть немного знаком с русской классикой (хотя классика сама по себе, что зарубежная, что отечественная, повод для отдельного разговора). И то еще вопрос, известна эта фраза благодаря своей остроте или все же из-за многолетнего изучения «Анны Карениной» в школах.
Вот в случае с «Вороньей дорогой» стараться точно не придется, первая фраза трагикомического романа запомнится вам наверняка и надолго.
В этот день взорвалась моя бабушка.
Вообще такие фразы пишутся, чтобы привлечь внимание потенциального читателя, скажете вы, и будете правы. Но не до конца. Если книга ни о чем, такие фразы действительно пытаются (и притом весьма безуспешно) заставить тебя перевернуть страницу. Если же в книге хоть что-то есть, то такие цитаты в первую очередь – это демонстрация мастерства автора.
Мир прост и в простоте своей жесток. Продолжения не следует. И если поверить в это, жить будет легче, как это ни парадоксально.
Сложно пройти мимо современника, тем более – из моей обожаемой Шотландии, вошедшего в топ 50 писателей Британии последних лет (с 1954 года). Иэн Бэнкс, в 2013 году покинувший этот мир, в основном работал либо в жанре научной фантастики или реализма, либо вне жанров. А еще критики называли его «Тарантино от литературы».
Справедливость – это то, что зависит от нас. Это идея. Вселенная не может быть справедливой или несправедливой, она подчиняется законам математики, физики, химии, биохимии… В ней просто что-то случается, и нужно иметь разум, чтобы эти события воспринимать как справедливые или несправедливые.
Как и все остальные книги, «Воронья дорога» попала ко мне в руки случайно и в самый нужный момент. Смесь юмора, трагедии, комедии, даже фарса, драмы и детектива – это действительно то, что стоит ждать от очередного британского бестселлера. Я уж не говорю о том, что действие происходит в Великобритании…
Норрис принадлежал к той категории прирожденных медиков, которым суждено к вершине своего профессионального мастерства продираться через густейшие тернии похмелья.
Умеренный, иногда немного странный английский юмор? Да. Семейная сага, где все не так однозначно, как может показаться на самом деле? Да. Философские дебри и околорелигиозные рассуждения? Пожалуй, даже чуть-чуть многовато, как на мой взгляд. Но стала ли книга от этого хуже? Точно нет.
Иэн Бэнкс смог переплести историю трех семей, взросление главного героя, от лица которого часто и ведется повествование (да-да, пубертатный возраст, наркотики, алкоголь, познание себя и мира и кризис подросткового мышления прилагается) и поиски человека, пропавшего самым таинственным образом.
– Прентис, уж не пытаешься ли ты мне внушить, что нынешняя молодёжь ждёт примера от стариков?
– Ну… – состроил я гримасу.
– Если это так, то вы – первое поколение от сотворения мира, которое так поступает. – Она затянулась табачным дымом; на её лице читалась откровенная насмешка.
Сарказм и еще раз сарказм. Для кого-то он – повод пошутить, для кого-то – защитный механизм. Ведь «воронья дорога» – это дорога к смерти в буквальном и/или метафорическом смысле, поэтому не каждый еще способен достойно ее пройти.
***
Хочется почитать что-нибудь новенькое? Подписывайтесь на Книжную_полку!