Это не рецензия и не обзор. Это частичная деконструкция фильма, а точнее ключевых сцен с моими комментариями и мыслями. Хочу показать, что удовольствие от просмотра можно получить даже от таких «безумных» фильмов, если смотреть не только на фасад, но и в глубь. Статья для тех кто видел но не увидел фильм и просто тем, кто хочет научиться чуть глубже понимать кино. Перед чтением рекомендую посмотреть фильм, так как некоторые моменты могут быть непонятны.
Почему выбрал именно этот достаточно неоднозначный фильм?
Во-первых, понравился своей откровенностью, режиссурой и градусом безумия. Во-вторых, фильм простой, будет легче анализировать на понятных примерах. В-третьих, на подобных неоднозначных картинах, как в пословице - за деревьями (эпатажной откровенностью и насилием) леса не видно, а в итоге хорошая картина остается незамеченной для многих.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В тексте содержится умеренная ненормативная лексика и обсуждается большое количество сцен с изображением насилия. Статья – содержит спойлеры!
Забавное совпадение, что моя первая статья будет на фильм «Ичи-киллер» или «Убийца Ити», если придерживаться более правильного перевода. Как говорит вики - «Ити» в переводе с японского языка означает «первый, номер один». Таким образом верным будет перевести название как – «Убийца номер один». И так, детей от экрана подальше! Первый пошел!
Общая информация о фильме и режиссере.
Сценарий фильма основан на одноименной манге издаваемой с 1998 по 2001 годы. В ней рассказывалось о молодом парне Ити, который подвергаясь постоянным издевательствам и получив психологическую травму вырос в конченого маньяка-психопата. Сюжет фильма пропускает момент становления и затрагивает период взрослого Ити. Хотя в манге он больше похож на подростка.
Небольшой ликбез – мáнга, это общий термин для обозначения обширнейшей индустрии графических произведений в японской культуре. Манга не ограничивается какими-то отдельными жанрами будь то фэнтези или фантастика и значительно многослойна по части жанров и сюжетов, чем многие привыкли считать. В ней есть по-настоящему драматические произведения, рассчитанные на взрослую аудиторию, порой подбирающиеся в плотную к полноценной литературе. То же самое относится к визуальной стилистики – большеглазые девочки далеко не обязательное условие, во многих произведениях вполне реалистичная рисовка.
Режиссером фильма выступил очень плодовитый (в плане количества фильмов в год) – Такаси Миике. Он славится своим умением снимать по три, а то и четыре полнометражных фильмов в год, да еще и за небольшие деньги. И это крайне дохера если коротко.
Его фильмы кидает от откровенного треша до качественного драматического кино. Такие полярности свойственны ему не только на уровне визуального качества фильмов, но и внутреннего содержания по части смешения жанров. Убийца Ити - фильм который начинается, как классическая сага о японских гангстерах, к концу мутирует в совершенно странное жанровое существо. К которому трудно подобрать однозначное четкое определение.
Миике хороший друг Квентина Тарантино. Квентин даже снимался в фильме Миике – «Сукияки Вестерн Джанго» (2007). Забавно, что спустя 5 лет на экраны вышел собственный фильм Тарантино – «Джанго освобожденный» (2012). А один из фильмов Миике «Кинопроба» Тарантино вообще внес в свои список 20-ти лучших фильмов.
И это не удивительно. Они пользуются похожими киноязыками и образами – насилие, кровь, черный юмор и бандиты. Я не владею большим количеством информации о Миике как личности, поэтому не могу сказать о природе подобного выбора для его сторителлинга. Ну вот он такой и это не обязательно следствие патологии или психологической травмы, как многие могут предположить. :) Как сказал Илья Найшуллер (режиссер фильма «Хардкор») в одном из своих интервью: «драма - это хорошо, а драма с пистолетом еще лучше». Видимо у Миики, тоже самое по отношению к крови и насилию. А насилия в его картинах это нечто запредельное доведенное до абсурда.
Не стоит задаваться вопросом «что этим хотел сказать автор?» и искать глубокий смысл по отношению по крайней мере к этому фильму. Режиссер просто рассказывает историю, опираясь на свое мировоззрение, в рамках понравившегося сценария. Определенно, он вкладывает смысл в свое творение, и мы наверняка можем выделить некоторые моменты с большей долей вероятности точно так, как и задумывал автор. Но в конечном счете история оседает в головах зрителей, формируя у каждого свой набор чувств и мыслей. Одно можно сказать точно, большинство его фильмов отражают проблемы японского социума, при чем рассказывает он об этом зачастую в гротескной форме. И вот эту форму мы как раз сейчас и разберем подробней.
Деконструкция
Открывающая сцена
Открывающая сцена - одна из важнейших частей фильма в принципе. Она задает тон фильму, настроение. Считается признаком хорошего сценария, если ваша закрывающая сцена закольцовывается с открывающейся. К этому мы еще вернемся в конце текста. В открывающей сцене мы видим вОрона – в японской мифологии (по одной из трактовок) предвестника беды. В его глазу отражается место начала действия - район Кабуки, японский квартал красных фонарей, диснейленд для взрослых.
Ворон взлетает. История началась. За пару секунд, режиссер дает важную информацию:
- Месте действия (конечно если вы знакомы с культурой японии). Кабуки стрит - злачное место с темными закоулками, наполненными развратом и опасными мерзавцами.
- Демонстрирует образ приносящий беду, призванный посеять беспокойство (опять же в культурном контексте).
Затем дико пляшущая камера, словно в пьяном угаре следит за кем-то (Ити) на велосипеде. Некто явно куда-то торопится и нам скоро расскажут куда и зачем. За ним следует облет камерой в помещении. Подобный прием любит использовать в своих фильмах Гай Ричи. Только у Миике это выглядит грязно и нарочито, как будто фильм поставили на паузу и чихнули кровью с крошками пшена на экран.
Когда наше внимание привлечено, перед нами возникают «суровые» японские бандосы, смачные, гротескные. Рассредоточенные по углам комнаты, в которой тревожное красное освещение. Красный и черный – два главных цвет этого фильма, при помощи него режиссер и художник-постановщик картины выделяют, акцентируют и усиливают происходящее в кадре на протяжении всего фильма. В этой сцене, все персонажи заявляются четко и филигранно, а в диалогах ничего лишнего.
Один из бандосов Фудзивара, будем звать его Пижон, кроме того, что одет он в светлое в отличии от черных костюмов остальных, дает затрещину другому. Тем самым выказывая свое особое положение, наверняка кто-то вроде бригадира в этой банде. Тут же происходит заявление второстепенного героя - Охранника Канэко. Далее я буду называть его просто Охранник, потому что сам нихера не разбираю их имен и могу напутать. :)
Охранник беспокоится за босса. В отлично прописанном диалоге между ним и Пижоном в нескольких фразах дается понимание происходящего – босс всех отослал от себя, даже личную охрану по причине встречи интимного характера. Минимум информации - максимум понимания происходящего.
В тоже время, Охранник заявляется как ответственный и исполнительный персонаж, и это черта тесно переплетена с его сюжетной линией. От Пижона, тем временем следует явная демонстрация некого презрения к нему. В этом диалоге незаслуженно (на взгляд зрителя) «оплёванному» охраннику, режиссер лаконично добавляет + 1 бал симпатии – Охраннику звонит сын, он в свою очередь демонстрирует заботу в ответ на звонок. Нужную информацию и представление кем являются заявленные персонажи мы получили всего из одной сцены. На протяжении фильма градус сочувствия и симпатии к Охраннику будет расти, а затем (спойлер) в один момент наше отношение к нему как по щелчку изменится.
Экспозиция. Первые части пазла.
За открывающей сценой следует первый кусочек того паззла истории, который мы будем собирать в процессе просмотра. И по нему понятно, что это будет крайне жесткая и кровавая картинка. На наших глаза люто и крайне цинично херачат девушку. Выглядит при этом все очень натурально. Затем ее насилуют. Сцена усилена звуковым рядом. Звук словно трясет зрителей за грудки, посредством резкого контраста от полной тишины до завывающего звука трубы. Все это еще и вперемешку с надрывным рыданием, хлюпаньем гениталий и глухими ударами. В этот момент кроме нарастающего возмущения и тихого «пиздец» большинство зрителей врятли о чем задумаются.
И тут сцена прерывается тенью человека, крадущегося по балкону в стильных, почти супергеройских ботинках. В нас начинает зарождаться надежда - это эмоциональное раскачивание, когда за отрицательной эмоцией следует положительная, признак хорошего сценария. Мы жаждем возмездия, наказания морального ублюдка, творящего весь этот беспредел…
Тщетно - далее вновь отрицательная эмоция. Когда нам казалось, что хуже натуралистичного изнасилования тут быть не может, нам сверхкрупным планом, на дико длинное количество экранного времени, словно в каком-нибудь фильме Тарковского демонстрируется лужа спермы и всплывающее названия фильма из нее.
Наступает момент истины. Сети расставлены, живое задето. И если вы не выключили фильм после этого, вам уже наверняка захочется разобраться, это что за херня сейчас была и что вообще тут происходит. Далее следует заявление остальных героев при помощи еще одного "крючка" - кровавой сцены, чтобы наверняка дать понять, тем кто остался – это будет кровавое и жестокое приключение.
Завязка
К тому времени когда зритель, уже немного припухает от концентрации происходящего пиздеца на минуту экранного времени, режиссер, чувствуя ритм и баланс сцен делает следующий шаг, чтобы удержать зрителя и не дать ему соскочить. Он заявляет эффектного главного героя (ГГ) с необычным внешним видом – Касихара, назовем его для удобства Джокер.
Кроме появления ГГ, накалившаяся обстановка разряжается шуткой в виде комичной оплеухи Пижону. Этот, казалось бы, незначительные момент, по сути является маленьким поощрением за выдержанные предыдущие минуты насилия и кровавого безумия. Юмор в этом фильме - важная часть в повествовании. На протяжении фильма, Миики не раз прибегает к нему, пусть и черному. Этим он не только дает передышку зрителю раскачивая его эмоционально вверх-вниз, но и подчеркивает гротескность происходящего. Далее, в диалоге с одним из боссов, Джокер обретает цель - найти босса. Цель ГГ - одна из главных составляющих сценария, она двигает историю вперед. Есть цель - герой двигается, история двигается. Нет цели - герой встал, история встала. Пожалуй, здесь можно начать отмечать и операторскую работу. Конкретно в этой сцене. Незатейливый, но прекрасно работающий на историю кадр с песочными часами.
Хотя никто никому не угрожает напрямую, этим кадром визуально «озвучивается» так называемая высокая ставка. Высокая ставка - что будет если Джокер не достигнет цели, это то ради чего нам будет интересно следить за героем и ждать завершения истории, гадая добьется ГГ своего или нет. Последняя крупица упала в часах. Если он не решит вопрос с боссом и деньгами, другие боссы решат вопрос с ним. Это раскручивает сюжетный маховик до рабочих оборотов, и история начинает двигаться. Ей помогает один из принципов классического детектива, когда мы знаем то, что не знает главный герой, и нам любопытно, что же он будет делать.
Сюжетный спойлер. Настает время появления следующей сюжетной линии и героя - Ити. Зажатый композиционно оператором в проеме двери, сгорбленный и безвольный, перед телевизором с дерущимися персонажами игры. Нам кажется, что он играет.
Но Ити застыл с пультом в руках.
Не он управляет жизнью персонажей на экране, а записанная в глубинах приставки программа включающаяся, когда игрок бездействует. Что окажется на деле еще одной метафорой, объясняющей причины поведение этого персонажа на протяжении всего фильма.
Сюжетный спойлер. Казалось бы, выведенное в название имя Ити, делает его главным героем или хотя бы антагонистом. Но это не так. Ити – абсолютно инертный персонаж, он безвольный инструмент истории. У него нет четкой цели в отличии от других персонажей. Он просто страдает, убивает и брызжет спермой на протяжении всего фильма. Хотя на мой взгляд и у него есть объяснимое назначение – гротескная иллюстрация того, как выглядит слабый, полный внутренней агрессии и наделенный недостатками человек, под социальным давлением.
Наверное, многие хоть раз, но сталкивались в жизни с чувством отвращения к себе и своим слабостям. Когда есть что-то в тебе, что ты бессилен изменить и остается только призирать себя за это. В фильме у Ити такое состояние перманентно - ощущение беспомощности по отношению к себе и тому какой он. Злоба на себя и окружающих.
Сюжетный спойлер. Не стану глубоко разбирать психологическую сторону персонажа и как он стал таким, это потянет на не одну статью. Последние исследование кстати, которые я читал на эту тему, вообще говорят о том, что есть процент людей с врожденным отсутствием эмпатии. Для них вообще не требуется каких-либо травмирующих событий, чтобы превратиться в подобного психа кромсающего людей. Ити же относится к тому типу маньяков, которые становятся такими под влиянием внешних факторов – инициирующего события, изнасилование в данном случае. Ити – пример гипертрофированной жертвы с необузданной силой, которого использует в своих целях, еще более грязные и беспринципный ублюдок в лице – Дзидзи.
Развитие действия.
Дзидзи - в переводе с японского Дедушка, так его и будем называть. Очень колоритный персонаж. Его мотивация и цели четко показаны и поняты – деньги и власть, все что его интересует. Хотя внешне он выглядит как пародия на обычного человека, заискивающего перед власть имущими.
Сюжетный Спойлер. Но на деле, Дзидзи не жертва, а умелый рыбак, закидывающий удочку с наживкой на крючке. Это прямо в лоб поддерживается операторской работой и кадр с аквариумом.
Наступает время одной из знаковых сцен. В таких сценах высокий уровень эмоционального переживания, при этом не важно какой это жанр. В комедиях мы смеемся, в боевиках сжимаемся от напряжения, на ужасах начинают потеть ладони. В данном конкретном случае – допрос боевика из другого клана Судзуки.
Тут хочется обратить внимание на слаженную работу монтажа, звука, сценария и режиссуры. Которая, впрочем, присутствует по всему фильму, но здесь очень хороший пример. Смотрите:
Сначала Джокер говорит Дедушке «пойди купи креветок» |cut|
Джокер окунает креветку в кляре в кипящее масло. Масло шипит. |cut|
Судзуки приходит в сознание от шипения масла. |cut|
Сидящий Джокер с дьявольской красной лампочкой над головой. |cut|
БУМ! Нам уже на интуитивном уровне понятно без слов и разжёвываний происходящее. Знаем, что Судзуки притащили сюда в бессознательном состояние и вместе с ним удивимся (шокируемся) тому, в каком он положении оказался. Мы почти физически ощутим горячее кипящее масло, которое будет далее использовано не по назначению. Горящая лампочка над головой Джокера - символ идеи, но она еще и красного цвет (о нем я уже говорил в начале), он явно задумал какое-то кровавое насилие. Запахло жаренным в прямо и переносном смысле. Теперь настала очередь раскрытия персонажа Джокера, и проявление его садистских наклонностей.
Джокер (Касихара)- крайне харизматичный персонаж. Он же вылитый сенобит во плоти из рома Клайва Баркера «Восставшие из Ада»! И схожесть его философии о боли и ее природе присутствует. Его образ - гипертрофированное отражение пороков общества в погоне за удовольствием. Разрезанный рот, словно желание иметь возможность поглотить больше чем отпущено природой - ненасытность. Такой персонаж надолго врезается в память. Когда охранник, пытается остановить Джокера фразой «это уже чересчур» и зритель на самом деле с ним думаю очень даже согласен. Режиссер частично устами Джокера говорит зрителю «подожди». Ты же пришел посмотреть на зрелище, это всего лишь кино, расслабься в кресле, я покажу что значит настоящее Зрелище. И подтверждая свои слова он как будто показывает нас со стороны. Сцена с подглядывающими через скрытую камеру.
Эта сцена помогает передохнуть, прежде чем вернуться в пасть насилия. Все благодаря острому чутье ритма повествования у режиссер.
Промотаем вперед к еще одной знаковой сцене. И вновь она с участием Джокера. Речь о его плате (извинении). Стремление к наслаждению, получение удовольствия не только физического, на мой взгляд - один из основных смыслов жизни людей. Джокер в этой сцене, лишает себя источника наслаждения, тем самым проявляя другую сторону своего характера – понятие чести и долга. Это символ его смирение перед собственной ошибкой и возможность искупления одновременно, независимо от цены.
Результат этого действия – Джокер обретает огромные такие железные яйца в глазах зрителя. Своеобразное уважение, хотя подобное слово трудно применять в отношении этого садиста. Но это определенно делает его не скучным, а значит за ним становится еще более интересней следить. Затем снова передышка и очередь черного юмора, во время которого развиваются второстепенные линии и двигается сюжет. А фильм подбирается к сюжетному повороту.
Гротеск набирает обороты. Появляются какие-то странные персонажи, предстающие в костюмах словно из классического японского театра Кабуки. Ведут себя соответствующе. Режиссер готовит зрителя, формируется стойкое ощущение, что история вот-вот понесется по ухабистой дороге в полнейший сюр. Так и случается.
Насилие на экране начинает жить отдельно, ему уже не требуется обоснование. Словно дополнительная сюжетная линия. Оно все становится утрированным, выкрученным на максимум, на сколько это позволяет сценарий фильма. Тем временем история продолжает развиваться. Мы глубже узнаем героев. Наблюдаем за развитием, мучениями. Через персонажей и их действия ведем внутренний диалог с режиссером на темы которые он поднимает. Пытаться прояснить или объяснить происходящее не стану. Режиссер воспринимает происходящее по-своему, зритель же формирует свое мнение на основе личных убеждений и взглядов. Отмечу здесь одну прекрасную, с точки зрения постановки сцену - с Дедушкой в номере.
Дедушка, казалось бы, говорит с Ити, но визуально (постановка кадра) все выглядит так, будто он гипнотизирует зрителя. А в следующем кадр, Дедушка обвиняет Ити в его несостоятельность, сидя при этом спиной. Оператор меняет ракурс на Дедушку иллюстрируя полное наплевательское отношение к Ити и его душевному состоянию, и он в буквальном смысле повернут к нему спиной.
Обратимся к линии Охранника. А именно ее сплетение в виде Маньяк--сын--Отец. Мальчик - сын Охранника, на мой взгляд олицетворяет хрупкость границы между чудовищем (Ити) и отцом, изначально хорошим человеком.
Мальчик словно идет по лезвию ножа, с одной стороны которого чудовище, неожиданно ставшее для него примером. С другой его отец, пытающийся быть по настоящему хорошим. И мальчик вот-вот сорвется. Это усиленно монтажной склейкой в ресторане. И ведь Охранник действительно был хороший человек. Не смотря на то, чем он зарабатывает на жизнь теперь. Старался поступать правильно, быть добрым к сыну. Но из-за подобного отношения к вещам, его все глубже и глубже затягивает в водоворот сточной канавы. Хрупкая конструкция человечного отца и чистого юнца вот вот разлетится.
Другая сцена развития линии Охранника - разговор в коридоре. Она перебивает кровавые события происходящие в этот момент, тем самым усиливая эмоциональный фон диалога.
Еще один пример хорошего и органичного диалога. Не смотря на все старания Охранника быть достойным и сохранить хоть какие-то принципы, для большинства он не больше, чем путающийся под ногами пес. Даже полуживой шлюхи нет до него дела, и осознание этого бесповоротно ломает его.
И вновь Джокер. Шикарная деталь филигранно характеризующая персонажа - когда он поливает цветок. Иллюстрация глубины персонажа через противоречие в нем. С легкостью причиняя боль людям, мучая их и убивая, он не дает умереть подсыхающим цветам в чужом двор и с заботой их поливает.
Близится финал, и здесь можно обратить внимание на еще один показательный пример замечательной операторской работы – встреча якобы давно не видевшихся Ити и Тачибана (изнасилованной на его глаза в подростковом возрасте девочки). Они вдвоем, друг напротив друга, на фоне огромного мегаполиса. Как два случайно встретившихся давних знакомых, среди безликой толпы городских жителей, метафорично изображенных стоящими на среднем плане одинаковыми машинами.
Финишная пряма.
Финал разбирать не стану. :)) Во-первых, я уже и так написал огромное количество всего… не уверен даже, что кто-то дойдет до этого места. А во-вторых, если вы не смотрели фильм, но прочитав статью возникло желание ознакомиться, у вас будет шанс увидеть все самим. Ведь почти больше половины диалогов и сцен я пропустил. Вернусь только к вопросу о открывающей и закрывающей сцене. В закрывающей сцене этого фильма, мы вновь видим ворона, и как нам уже известно его появления не предвещает ничего хорошего.
Вместо заключения
Кино – это огромный труд множества людей. В статье я не затронул другие не менее важные моменты, например - работа художников-постановщиков, гримеров, каскадеров, специалистов VFX и многих-многих других кто трудится над созданием мира на экране. Это длительная и порой изнурительная работа на протяжении дней, месяцев, а то и нескольких лет. Результатом которой является полтора-два часа экранного времени, потраченного вами сидя в уютном кресле. И я надеюсь, те кто дочитал до конца этот текст, в следующий свой кинопросмотр получат большее удовольствие от фильма, не просто наблюдая действием на экране, но и обращая внимание на то, на сколько творчески он сделан. А самое главное, после просмотра уже не станут бросать короткое «гавно» в адрес неоднозначного фильма. Возможно вы просто не его аудитория.
На этом все. Благодарю вас за ваше время и внимание. Всем мир!
28.02.2018 (с) Denis Lazarev | @lazr3v