Существует много понятий, определяющих связь между происходящим на экране и внутренним состоянием художника: цитата, аллюзия, оммаж, за исключением прямого и явного плагиата, – это реверансы режиссера в сторону великих художников и их произведений, которые зрители смутно или ясно видят на экране. Часто в фильмах вплоть до мельчайших деталей воспроизводится известное плотно, но иногда можно лишь уловить едва заметное сходство в композиции, ракурсе, цветопередаче или по отдельной, но характерной детали. Включая визуальные цитаты произведений искусства в канву собственного фильма, режиссеры как будто ведут свой диалог не только со зрителем, но и спорят с художниками, чьи картины цитируют. Такие цитаты и оммажи в кино встречаются чаще, чем мы думаем, а художественные приемы великих используют в кинематографе многие именитые режиссеры, что придает их произведениям особую глубину. Например, в фильме «Ширли: Образы реальности» Густава Дойча можно увидеть отсылки к 13 картинам Дэвида Хоппера, а во многих фильмах по библейским сюжетам – точное воспроизведение сюжета картин великих мастеров эпохи Возрождения.
«Остров проклятых», Мартин Скорсезе, 2009
«Поцелуй», Густав Климт, 1908
«Ширли: Образы реальности», Густав Дойч, 2013
«Утреннее солнце», Эдвард Хоппер, 1952
«Маленькая купальщица», Жан Огюст Доминик Энгр, 1826
«Страсть», Жан-Люк Годар, 1982
«Маркиза фон О», Эрик Ромер, 1976
«Ночной кошмар», Иоганн Генрих Фюссли, 1781
«Дуэлянты», Ридли Скотт, 1977
«Наполеон Бонапарт», Бенджамин Роберт Хейдон, 1846
«Овечий сыр» (La ricotta), Пьер Паоло Пазолини, 1963
«Снятие с креста», Россо Фьорентино, 1521
«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший, 1565
«Зеркало», Андрей Тарковский, 1974
«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих, 1818
«Побудь в моей шкуре», Джонатан Глейзер, 2013
«Мальчик в голубом», Томас Гейнсборо, 1770
«Джанго освобожденный», Квентин Тарантино, 2012
«Смерть Офелии» или «Офелия», Джон Эверетт Милле, 1852
«Меланхолия», Ларс фон Триер, 2011
«Кабаре», Боб Фосси, 1972
«Портрет журналистки Сильвии фон Харден», Отто Дикс, 1926
«Смерть Марата», Жак Луи Давид, 1793
«Бойцовский клуб», Дэвид Финчер, 1999
«Крестный отец 2», Фрэнсис Форд Коппола, 1974
«Спускаясь и поднимаясь (Восхождение и спуск)», Мауриц Эшер, 1960
«Начало», Кристофер Нолан, 2010
«Метрополис», Фритц Ланг, 1927
«Вавилонская башня», Питер Брейгель, 1563
«Заводной апельсин», Стэнли Кубрик, 1971
«Прогулка заключенных», Винсент Ван Гог, 1890
«Форрест Гамп», Роберт Земекис, 1994
«Мир Кристины», Эндрю Уайет, 1948
«Звезда родилась», Джордж Кьюкор, 1955
«Танцовщицы завязывают пуанты», Эдгар Дега, 1883
«Жажда жизни», Винсент Миннелли, 1956
«Ночное кафе», Винсент Ван Гог, 1888
«Сексуальная тварь», Джонатан Глейзер, 2000
«Над городом», Марк Шагал, 1918
«Ширли: Образы реальности», Густав Дойч, 2013
«Нью-Йоркский кинотеатр», Эдвард Хоппер, 1939
«Афера Томаса Крауна», Джон МакТирнан, 1999
«Сын человеческий», Рене Магритт, 1964
«Пятый элемент», Люк Бессон, 1997
«Сломанная колонна», Фрида Кало, 1944