Найти в Дзене
Marussia

ВЕЛИКИЕ ПОЛОТНА, ОЖИВШИЕ В КИНО

Существует много понятий, определяющих связь между происходящим на экране и внутренним состоянием художника: цитата, аллюзия, оммаж, за исключением прямого и явного плагиата, – это реверансы режиссера в сторону великих художников и их произведений, которые зрители смутно или ясно видят на экране. Часто в фильмах вплоть до мельчайших деталей воспроизводится известное плотно, но иногда можно лишь уловить едва заметное сходство в композиции, ракурсе, цветопередаче или по отдельной, но характерной детали. Включая визуальные цитаты произведений искусства в канву собственного фильма, режиссеры как будто ведут свой диалог не только со зрителем, но и спорят с художниками, чьи картины цитируют. Такие цитаты и оммажи в кино встречаются чаще, чем мы думаем, а художественные приемы великих используют в кинематографе многие именитые режиссеры, что придает их произведениям особую глубину. Например, в фильме «Ширли: Образы реальности» Густава Дойча можно увидеть отсылки к 13 картинам Дэвида Хоппера, а во многих фильмах по библейским сюжетам – точное воспроизведение сюжета картин великих мастеров эпохи Возрождения.

«Остров проклятых», Мартин Скорсезе, 2009
«Поцелуй», Густав Климт, 1908

-2

«Ширли: Образы реальности», Густав Дойч, 2013
«Утреннее солнце», Эдвард Хоппер, 1952

-3

«Маленькая купальщица», Жан Огюст Доминик Энгр, 1826
«Страсть», Жан-Люк Годар, 1982

-4

«Маркиза фон О», Эрик Ромер, 1976
«Ночной кошмар», Иоганн Генрих Фюссли, 1781

-5

«Дуэлянты», Ридли Скотт, 1977
«Наполеон Бонапарт», Бенджамин Роберт Хейдон, 1846

-6

«Овечий сыр» (La ricotta), Пьер Паоло Пазолини, 1963
«Снятие с креста», Россо Фьорентино, 1521

-7

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший, 1565
«Зеркало», Андрей Тарковский, 1974

-8

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих, 1818
«Побудь в моей шкуре», Джонатан Глейзер, 2013

-9

«Мальчик в голубом», Томас Гейнсборо, 1770
«Джанго освобожденный», Квентин Тарантино, 2012

-10

«Смерть Офелии» или «Офелия», Джон Эверетт Милле, 1852
«Меланхолия», Ларс фон Триер, 2011


«Дом у железной дороги», Эдвард Хоппер, 1925
«Психо», Альфред Хичкок, 1960
«Дом у железной дороги», Эдвард Хоппер, 1925 «Психо», Альфред Хичкок, 1960
-12

«Кабаре», Боб Фосси, 1972
«Портрет журналистки Сильвии фон Харден», Отто Дикс, 1926

-13

«Смерть Марата», Жак Луи Давид, 1793
«Бойцовский клуб», Дэвид Финчер, 1999
«Крестный отец 2», Фрэнсис Форд Коппола, 1974

-14

«Спускаясь и поднимаясь (Восхождение и спуск)», Мауриц Эшер, 1960
«Начало», Кристофер Нолан, 2010

-15

«Метрополис», Фритц Ланг, 1927
«Вавилонская башня», Питер Брейгель, 1563

-16

«Заводной апельсин», Стэнли Кубрик, 1971
«Прогулка заключенных», Винсент Ван Гог, 1890

-17

«Форрест Гамп», Роберт Земекис, 1994
«Мир Кристины», Эндрю Уайет, 1948

-18

«Звезда родилась», Джордж Кьюкор, 1955
«Танцовщицы завязывают пуанты», Эдгар Дега, 1883

-19

«Жажда жизни», Винсент Миннелли, 1956
«Ночное кафе», Винсент Ван Гог, 1888

-20

«Сексуальная тварь», Джонатан Глейзер, 2000
«Над городом», Марк Шагал, 1918

-21

«Ширли: Образы реальности», Густав Дойч, 2013
«Нью-Йоркский кинотеатр», Эдвард Хоппер, 1939

-22

«Афера Томаса Крауна», Джон МакТирнан, 1999
«Сын человеческий», Рене Магритт, 1964

-23

«Пятый элемент», Люк Бессон, 1997
«Сломанная колонна», Фрида Кало, 1944

-24