Обзор сразу 4 фильмов. Последний выпуск об этой кинофраншизе. Предыдущие 3: тут, тут и тут.
Спираль (ориг. Rasen)
Оценивать историю развития сюжета "Звонка" очень интересно. Ведь у первого фильма аж 3 вариации продолжения, взаимоисключающие друг друга! Парадоксально, но самая каноничная версия была самой провальной. Фильм "Спираль" снимался и вышел в кинотеатры одновременно с оригинальным "Звонком", в 1998 году. Предполагалось, что это подогреет интерес публики и повысит продажи, но вышло ровно наоборот. У "Спирали" есть несколько причин для провала, но ни одна из них не делает фильм хуже. Первая причина: большой упор на научную фантастику. Для зрителя, который ожидал 100% мистический ужастик, это неожиданность. Возможно, неприятная. Но это канон. Просто из первого фильма всю научную фантастику вырезали, а вторую книгу экранизировать без научной фантастики просто напросто невозможно. Вторая причина: это не особо то и фильм ужасов. Его вообще трудно классифицировать. Последняя причина: концовка и основной посыл. Она великолепна и уникальна, но она радикальна и полностью переворачивает смысл сюжета как "Спирали", так и "Звонка". Не всем такое зайдёт. К тому же, это 1 из тех фильмов, что раскрывается только в самом конце, так что первый просмотр весьма обманчив. Я бы даже сказал так: первую половину фильма кажется, что он достаточно предсказуем, всё и так ясно и нового тут минимально что, потом вдруг почему-то события перестают идти по начертанным рельсам и ты уже не понимаешь что происходит, а потом... чем ближе к финалу, тем сильнее охреневаешь, а сам финал это... НЕЧТО. Как не трудно догадаться, лично я этот фильм очень люблю. Я бы даже сказал, это лучшая часть франшизы.
Звонок 2 (ориг. Ringu 2)
Публика хотела продолжения, но не как в "Спирали", а правообладатели хотели успешную вторую часть, поэтому выход альтернативной второй части в 1999 году был достаточно закономерен. На фоне "Спирали", сюжет и идея "Звонок 2" может показаться немного более попсовой, но, в отрыве от "Спирали", этого точно не скажешь, вполне себе серьёзное кино (так что я бы советовал вначале смотреть сабж, а только потом – "Спираль"). К тому же, оба фильма имеют научно фантастическую парадигму. Только если в "Спирали" это была биология и медицина, то во "Втором Звонке" фокус был практически полностью смещен в область психологии. Но, в отличии от "Спирали", "Звонок 2" однозначно является фильмом ужасов, и в нём нет ничего такого, что могло бы в корне повлиять на смысл первого фильма 1998 года. Есть, правда, и странный ньанс – создатели зачем-то решили радикально удлинить жизнь Садако на дне колодца – с 7 дней до 30 лет! Но на сюжет это не влияет.
Звонок 2 (ориг. The Ring 2)
Американский "Звонок 2" (2005) это единственный фильм франшизы, который обладает высокой динамикой, с быстрым развитием событий. Есть пара вещей, которые указывают на то, что американский фильм создавался с оглядкой на японский: основная история крутится вокруг сына ГГ из первого фильма, так же присутствует (спойлер!) сцена погони внутри колодца. В остальном же, это 2 абсолютно разных фильма, практически во всём. У меня были некоторые претензии к тому, как был сделан первый американский фильм, но вот тут придраться не к чему, очень хорошее кино. Никакой научной фантастики, конечно же, нет, 100% мистический хоррор. Основной посыл от японского фильма тоже сильно отличается: если тот был скорее о преодолении психологических проблем, то здесь всё крутится вокруг материнской любви.
Только пока писал эту статью, я неожиданно узнал, что оказывается этот фильм получил преимущественно негативные отзывы. Почему? Если у кого имеются мысли по этому поводу, делитесь ими в комментариях!
Звонок 0: Рождение (ориг. Ringu 0: Basudei)
Помимо трёх разных сиквелов, у Звонка так же имеется 1 приквел, вышедший в 2000 году. "Рождение" является экранизацией одного из рассказов из одноимённой книги, "Лимонное сердце". От фильма ужасов тут относительно мало чего, это однозначно можно назвать драмой. К тому же, это самый медленно развивающийся, неторопливый фильм во франшизе. Так что если первая часть 1998 года кому-то кажется невыносимо тягомотной, то тут, скорее всего, будет ещё тяжелей. Сама Садако тут выступает в очень непривычном образе. Во-первых, она жива. Во-вторых, это добродушная, но замкнутая девушка, никак не воплощение абсолютного зла, как привычно думать об уже покойной Садако. У неё есть как магический дар, так и расстройства психики (иногда похоже, что второго больше). Но что куда интереснее, у неё есть (спойлер!) вторая Садако! И я сейчас не о раздвоении личности, а о двух живых людях, во плоти. Более того, её отец колит второй специальные препараты, чтобы та не могла расти, оставаясь с телом маленькой девочки (в то время как первая уже привлекательная девушка). Тут вообще можно усмотреть психологический подтекст: сама Садако похоже не знает, что у неё есть двойник, но догадывается, что 'что-то ещё есть'. Учитывая, что двойник унаследовал практически всё самое худшее, что есть в Садако, то можно сказать, что этот двойник – подобен агрессии, которая полностью вытеснена в подсознание. А можно зайти и немного дальше, сказав, что двойник это архетип Тени, который в себя включает все непринятые, отверженные качества Садако. А события ближе к финальной сцене: переворот, когда качества самой личности человека и Тени меняются местами (в реальной жизни такое вполне бывает: например, когда правильные, 'идеальные' дети вдруг, на постоянной основе, становятся 'невыносимыми' и 'как будто подменили'). Так или иначе, я бы сказал, что фильм интересный, но грустный. От него явно веет идеей, что общество само себе создаёт франкенштейнов из относительно безобидных людей, а так же что некоторые люди просто прокляты, и никто и ничто не способно повлиять на их трагичную судьбу. Особенно, когда с самого начала и так понятно, чем это всё закончится – колодцем. Ну и на последок можно напомнить, что с точки зрения книжного оригинала, Садако никогда никого не убивала после своей смерти – это делал 'вирус звонка', который обладает собственным сознанием.
Ну вот и подошел к концу цикл статей о Звонке. Надеюсь, вам понравилось. Возможно, как нибудь потом я ещё вернусь к теме японских фильмов ужасов.