Найти тему

Киношедевр Андрея Смирнова "Осень": стал бы он таковым, если бы в нем не сыграла великолепная Гундарева?

Кадр из фильма "Осень" 1974 год
Кадр из фильма "Осень" 1974 год

Вот не знаю твердого ответа на этот вопрос. А ведь это первая довольно большая роль актрисы в кино, по которой, однако, уже можно было судить, что на актерском небосклоне взошла новая звезда.

Режиссер и актер Андрей Смирнов снял за свою жизнь с десяток фильмов. Два из них вправе претендовать на звание шедевров советского кино. Это - "Белорусский вокзал", который заслуживает отдельного разговора, и картина "Осень", сценарий к которому режиссер написал сам.

По глупости разбежавшиеся в юности Илья и Саша к тридцати годам встречаются вновь и понимают, что былые чувства не умерли. Он еще женат, но брак фактически разрушен; она разведена. И вот нудной дождливой осенью они проводят короткий отпуск в деревне, сняв домик у местных жителей. Хозяйку дома замечательно сыграла совсем еще молодая, 26-летняя, Наталья Гундарева. Илья и Александра пытаются разобраться в себе, в своих чувствах друг к другу. Героине Гундаревой Дусе с ее хозяйством, коровой, постоянно болеющим ребенком этих городских с их заморочками не понять.

Кадр из фильма "Осень" 1974 год
Кадр из фильма "Осень" 1974 год

Когда смотришь фильм, трудно отделаться от желания как можно больше видеть Гундареву на экране, слышать ее певучую, окающую речь. Ее героиня - соль этого фильма, как и ее ясные, вековые понятия о любви и семье, ее крестьянская мудрость видеть главное и быть снисходительной к мужским слабостям:

" А мужик - он и есть мужик, че творит - сам не ведает. Какой с него спрос?"

Или это, сказанное на прощанье Александре:

"Ты рожай, дура, рожай! Мужик - он, как снег: пал да растаял. А дитё - оно твое будет."

Она - мать, она - хранительница не только очага, она хранительница жизни от века. И все это Гундарева играет со смаком, делая весомой, значительной каждую свою фразу, излучая какой-то невероятный магнетизм.

Кадр из фильма "Осень" 1974 год
Кадр из фильма "Осень" 1974 год

А на противоположном полюсе - герои Людмилы Максаковой и Армена Джигарханяна. Героиня Максаковой, подруга Саши, спихнула на мужа детей, собаку, кухню. Днем он занят бытом, ночью - чертежами, работой то есть. Которую эмансипированная и феминизированная, пьющая пиво и курящая при детях супруга ни во что не ставит:" Ему бумагу марать, а нам с тобой на производство." И муж тот даже имя потерял, так и кличется женой - по фамилии. Что ж, говорит нам режиссер, и такие семьи существуют. Выбирайте, дескать, что по вкусу. Мы и выбираем. Каждому - свое.

Андрею Смирнову- мои зрительские аплодисменты. За картину, которая и через 45 лет остается современной и по праву занимает почетное место в ряду главных достижений советского кинематографа. Настаиваю на этом.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

И если статья Вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.