Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня я хотел бы поразмышлять на, пожалуй, одну из самых сложных тем современности, связанных с православием и Церковью. Речь далее пойдет о том, насколько реально богаты священники и епископы в РПЦ, а также о том, откуда они берут деньги и куда эти средства тратятся.
Многие считают, что проблема богатства Церкви и отношения к этому общества довольно новая и типична только для нашей современности. Однако это далеко не так. Думаю, что разговоры об этом начались еще на заре христианства, когда Церкви только создавались. К слову сказать, в нашей истории впервые об этом заговорили двое великих подвижников XV-XVI вв. - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.
Первый призывал монахов и священников к нестяжательству, т. е. осознанной нищете и лишению себя богатств. Он считал, что монастыри должны быть очень скромными, небольшими и без землевладений и богатств. Его идейный противник - Иосиф Волоцкий - наоборот, говорил, что имущество у монастырей должно быть, причем, довольно солидным, потому что эти средства необходимы для проповеди и расширения влияния веры. Итогом этого спора стала победа иосифлян, т. е. сторонников Иосифа Волоцкого.
Нельзя не сказать, что эта тема активно педалировалась после Октябрьской революции, когда большевики вели не только физическую, но и идейную борьбу с религией. Известны и плакаты, и стихи, и даже фильмы об отъевшихся попах-богачах, которые только и желают обдурить очередную бабку и вытащить из нее побольше денег.
Поэтому тема эта не нова, однако всегда актуальна. Причем, среди людей укоренилось мнение, что священник - это этакий Божий одуванчик, которому не положено ни грешить, ни тем более иметь какие-то богатства, например, машину, квартиру или пресловутые часы. При этом забывается, что, во-первых, любой священнослужитель - это такой же обычный человек с такими же, как у всех, слабостями и грехами, не призванный сразу после рукоположения стать святым.
Скажу, может быть, крамольную вещь, но священник не должен быть идеалом и образцом для подражания. Он так же, как и мы, стремится к улучшению себя, к святости и Царствию Небесному. Просто у него ответственность посерьезнее.
А во-вторых, у многих священников есть родители, жены, дети, знакомые, друзья, а также храм, прихожане, церковнослужители и работники церкви. И священнику требуются деньги не столько для себя, сколько для семьи, прихожан и храма. Последнее, к слову, забирает огромные средства, однако об этом поговорим отдельно. Так что стоит не судить священника преждевременно, а сначала вспомнить о вышесказанном.
Однако вернемся к основной теме. Откуда священник берет деньги? Сразу скажу, что никакой официальной зарплаты от государства или даже от епархии священнослужитель не получает. Для многих это открытие, но батюшки - это Божьи служители, а не госслужащие. У священника нет никакого трудового договора, поэтому нет и зарплаты. Тогда из чего же складывается доход обычного батюшки?
Во-первых, из тех треб (крещений, отпеваний, панихид, освящений и проч.), оплата которых тоже многими критикуется, хотя это, пожалуй, основной доход священника. Во-вторых, из продажи утвари (икон, свечей и т.д.). В-третьих, из пожертвований, которые верующие кладут в церковную кружку. И лишь иногда епархия может выделять священнослужителю деньги, но только если он очень беден.
Тогда откуда же машины и драгоценности у священников? Те, кто это себе позволяет, чаще всего служат в "прибыльных" храмах - соборах или столичных приходах, где и прихожане побогаче, и ценники повыше. А иногда пресловутые богатства дарятся каким-нибудь олигархом-благодетелем, который так решил, возможно, поблагодарить батюшку за что-то.
Про епископов разговор отдельный. Честно скажу, что не знаю точно, откуда они берут довольно серьезные суммы, но мне, например, известно, что любой архиерей, приезжающий на какой-нибудь приход, получает от местного батюшки конверт с немалым подношением. Кроме того, в епархиальный центр стекаются ресурсы из храмов, которые около 20 % своих доходов платят в казну епархии.
Подведем итог. Да, много в наше время случаев, когда батюшки и епископы разъезжают на богатых автомобилях, позволяют себе шикарные облачения и т. д. Однако давайте не будем от них - таких же, как мы, людей - требовать чего-то сверхъестественного. Во-первых, все мы грешные люди, а во-вторых, каждый отдельно - и отец Иоанн из Н-ской епархии, и епископ П-ский, и даже патриарх Кирилл - будет отвечать за свои грехи, богатства и сбережения перед Господом. Как говорила святая Матрона Московская, "каждая овечка будет подвешена за свой хвостик".