(The Odyssey, 1997, США, мини-сериал)
0,005 километра в час - с такой скоростью (если считать расстояние по прямой) возвращался из Трои на родной остров Итака легендарный царь Одиссей. Не слишком впечатляет, да. При этом мужик честно спешил, как мог, но что-то у него вечно шло не так. По крайней мере если верить Гомеру (не Симпсону, а оригинальному), а не верить ему у нас нет ни малейшего основания.
Как нет у нас причин не верить продолжателю гомеровского дела Андрею Кончаловскому. Который спустя двадцать восемь веков получил от Фрэнсиса Форда Копполы чемоданчик с 40 миллионами американских денег и экранизировал одиссею Одиссея в красочном мини-сериале. Хотя на поверку он - просто большое трехчасовое кино, тем более учитывая, сколько авторитетных актёров в нём задействовано.
Конечно, знатоки античной поэзии заметят, что Одиссей Кончаловского и ведёт себя не по классическим понятиям, и домой шкандыбает немного другим зигзагом, нежели его литературный прототип. Хотя в целом ключевые моменты его дембельства с Троянской войны отражены верно. С неё же эта киноистория и начинается: Ахиллес получил от троянцев по своей легендарной пятке и отбыл в царство Аида, а Одиссей смастерил нехилых габаритов деревянную кобылу, внутрь которой спрятал отряд данайского спецназа.
Потом на радостях от того, что корабли врага уплыли за горизонт, у хозяев помутился рассудок и они зачем-то втащили этого истукана в город. Однако нет бы сразу пустить того на дрова, а его "начинку" насадить на копья - фиг-то там, троянцы решили сначала набухаться в эти самые дрова. Что, как помните, обернулось чертовски скверно. Ночью спецназ десантировался из лошадиной задницы на городские улицы и не дал троянцам дожить до похмелья, а вскоре на дрова была раскатана и вся Троя.
Далее Одиссей Кончаловского отступает от канона. Опьяненный победой и гордый своим тактическим умищем, он выходит на берег моря и начинает... материть Посейдона и в хвост и в гриву. Дескать, зырь сюда, как я - простой смертный! - целые города беру, а ты только и можешь, что море трезубцем баламутить, лузер несчастный!
Больша-а-ая ошибка!
Запамятовал Одиссеюшка, что закон об оскорблении божественной власти никто не отменял. И что он распространяется на всех, включая царя Итаки. Поэтому, едва дембеля́ отплыли от троянских берегов, тут-то все ништяки для них и закончились. Ну а что такое полная непруха в мореходном мире, где ещё не изобрели GPS, а корабли приходилось двигать тяжеленными веслами? Караул - не то слово.
Первым в списке одиссейских неприятностей фигурировал, естественно, циклоп, к чьему островку наши горемыки так некстати причалили. Тот самый циклоп, который не подпадал под пословицу о том, что некоторые "в своём глазу бревна не замечают". Потому что когда Одиссей всадил циклопу в его единственную зенку бревно, тот это не только заметил, но и почувствовал, а потом нажаловался папе. А кто у него папа? Вот так совпадение - обматеренный и обтекающий Посейдон! Который после такого наезда на своего восьмиметрового мальчика вконец осерчал и устроил Одиссею цугундер по пятизвездочному разряду.
И - понеслась: крышесносный ветер, шантажистка Цирцея, визит в царство мертвых Аида, Сцилла и, мать её, Харибда, зверский семилетний запой у Каллипсо, а про штормы и говорить не приходится. Да и на родине у царя Итаки не всё пучком. Какой-то негодяй пустил слух, что царь не настоящий утонул, а потому к его красавице-жене подкатил целый полк женихов. Наглых до беспредела и бухающих прямо у неё в доме уже который месяц.
Ну да ничего, пусть бухают, ироды, и брюхатят царских служанок! Когда блудный нетонущий царь вернется в родную гавань, он ужо покажет кому надо и кузькину мать, и где зимующие раки на горе свистят. Потому как, не иначе, все успели забыть, что Одиссей - ветеран данайского спецназа и вдобавок умеет стрелять из лука похлеще самого Рэмбо!
***
В общем, а если без шуток, "Одиссей" Кончаловского - прекрасное, мастерски снятое кино и одно из лучших кинофэнтези 90-х. Которое, само собой, выглядит сегодня не столь эффектно, как какая-нибудь "Битва титанов", но пересматривать его под настроение всё равно иногда можно.