«Гражданин Кейн» считается критиками и профильными изданиями едва ли не самым лучшим фильмом из когда-либо снятых. Откроете любой ТОП-100 фильмов, которые нужно посмотреть, и обнаружите там эту картину. Орсон Уэллс, режиссёр этого фильма, использует огромное количество новаторских сценарных и монтажных приёмов. Можно сказать с этого фильма начался новый этап в развитии пластического грима и работы художника-постановщика и, по утверждению многих киноведов, даже были заложены основы фильмов жанра нуар.
Интересным достижением фильма стал приём, который Уэллс, вопреки убеждениям, не придумывал. Он называется глубокофокусная съёмка — когда объекты на первом, втором и третьем планах одинаково чётко видны и каждый план отделён под конкретное действие и смысловую или образную нагрузку. До Уэллса это решение уже применяли другие постановщики, например, Пауль Циннер в малоизвестном современной публике фильме «Фрейлен Эльза» 1929 года. Но Уэллс развил его настолько успешно, что стал считаться изобретателем данного приёма.
Посмотрите прикреплённое видео и обратите внимание, как в данной сцене персонажи находятся относительно друг друга и камеры. Что происходит? Почему на первом плане расположена мать Кейна, на втором — отец, а сам мальчик вообще всё ещё играет на улице за окном?
Глубинная мизансцена помогает режиссёрам и операторам работать с внутрикадровым монтажом, который обогащает художественное решение фильма. В последствии этим приёмом пользовались многие кинорежиссёры — я уже разбирала с вами открывающую сцену фильма «Амели», в которой использован как раз данный приём. А для Брайана Де Пальмы, например, такой тип мизансценирования стал одной из стилеобразующих черт.
А вы смотрели фильм «Гражданин Кейн»? В моем курсе «КиноОдиссея» мы, конечно же, изучаем творчество Орсона Уэллса и смотрим этот фильм. Без него история кино немыслима.