Найти тему

Обзор российской киноиндустрии

Оглавление

Любой кинорынок включает в себя несколько типов игроков, и российский не исключение. Сегодня разбираем, кто ответственен за то, что современный зритель видит на экранах в кино, на ТВ и в своем гаджете, с упором на Россию.

Участники кинобизнеса:

  1. Образовательные учреждения
  2. Производители контента
  3. Дистрибьюторы контента
  4. Площадки для дистрибуции
  5. СМИ
  6. Аналитики рынка
  7. Сопутствующие услуги
  8. Зрители
  9. Государство

В этой статье коротко напишу по каждому пункту, подробно каждому из участников будет посвящен отдельный материал.

Образовательные учреждения

На сегодняшний день представлен огромный выбор образовательных учреждений в сфере кино и телевидения – платных и бесплатных, государственных и частных, очных, заочных и онлайн. По-моему, только ленивый сегодня не ведет какой-нибудь курс. Крупные киностудии открывают киношколы и воспитывают будущих коллег. Свои школы есть у компаний Федора Бондарчука Art Pictures и Алексея Петрухина Russian Film Group. Студии Bazelevs, Mars Media и YBW обучают студентов в школе кино «Арка».

Самая широко представленная специальность среди кинематографических профессий – сценарное мастерство. Наименее развитое направление, на мой взгляд – пост-продакшн, хотя сейчас это направление активно развивается.

Не стоит забывать про государственное образование. Старейшие и самые известные в России вузы – ВГИК и СпБГИКиТ.

Так что сегодня любой желающий при наличии определенной суммы денег и времени легко может стать киношником.

Производители контента

Сюда входят киностудии (продакшены, продюсеры). Бывают самых разных масштабов, начиная с ИП и заканчивая мейджорами – лидерами кинопроизводства.

Мейджоров ежегодно выбирает Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, более известный как Фонд кино (ФК). На текущий момент в России 10 лидеров кинопроизводства, список компаний и их проектов в следующих сериях.

Студии поменьше, не ставшие мейджорами, но претендующие на государственную поддержку от Фонда кино, называют «иными кинокомпаниями», или просто «иными», а еще независимыми. Их значительно больше, ежегодно в ФК подается полторы-две сотни проектов от «иных». Конечно, получает поддержку лишь малая их часть.

Есть особая каста студий – чисто продакшены. Если в «иных» и других подобных им студиях есть, как правило, только сценарий, продюсер и деньги, то продакшены – это компании, которые непосредственно производят проекты на этапах подготовки, съемок и посте, либо на каком-то одном из них.

Есть сериальные продакшены, киношные, рекламные. Есть студии только пост-продакшена, или даже только звука или CG.

Теоретически, один человек может организовать производство фильма в качестве ИП, но на практике я такого не встречала. В основном используется правовая форма ООО, в рамках которой тот же один человек может претендовать на получение государственной поддержки.

Дистрибьюторы

Дистрибьюторы – это кинопрокатные компании, которые доносят до зрителя фильмы.

Прокатные компании делятся на мейджоров и независимых, и в отличии от мейджоров кинопроизводства, мейджоры в прокате – это не обязательно лидеры своего сегмента рынка. Например, иногда независимые компании обогоняют по сборам мейджоров. Традиционно мейджорами называют прокатчиков, которые являются представительствами голливудских студий в нашей стране. Мейджоров в России 6, крупных независимых компаний около 10 и еще несколько десятков маленьких.

Площадки для дистрибуции

Сюда попадают кинотеатры, ТВ, DVD и Blu-Ray, онлайн-кинотеатры, любые интернет-сервисы. Даже пиратские сайты своего рода площадки для дистрибуции, только зарабатывают в данном случае только владельцы сайта, но не контента.

Кинотеатров в России около 1900, число экранов перевалило отметку в 5000.

Телеканалы делятся на федеральные, региональные (городские, районные), кабельные, спутниковые, цифровые, тематические, каких только каналов сегодня нет!

Объемы ранка физических носителей (DVD и пр.) стремительно уменьшаются, столь же стремительно растет потребление контента через легальные и пиратские сайты, онлайн-кинотеатры, Smart TV и прочие видеосервисы.

СМИ

Есть СМИ для профессионалов и для простых зрителей, кому не особо интересна внутренняя кухня бизнеса. В основном все профессиональные СМИ сейчас в интернете, но есть и бумажные журналы, а также отдельные персоны, ведущие блоги в Facebook, на Кинопоиске, в Контакте или телеграмме. Мой канал тоже своего рода маленькое профессиональное СМИ)) Благодаря этим изданиям можно не только быть в курсе последних новостей, но и читать аналитику, прогнозы, следить за бокс-офисом и графиком релизов.

Аналитики рынка

Аналитики рынка бывают разные – кто-то только прогнозирует кассовые сборы, а кто-то собирает кучу информации по самым разным сферам кинобизнеса, сводит все это в удобоваримые статьи и презентации и продает или раздает бесплатно (значительно реже). Это могут быть отдельные персоны, компании или даже Фонд кино. И все они сильно облегчают жизнь всем остальным участникам рынка.

Сопутствующие услуги

Это рекламные и пиар агентства, юридические и бухгалтерские компании, различные исследования.

Маркетинг в кино не менее важен, чем сам продукт, и сейчас все больше компаний предлагают полный спектр рекламных услуг. Они могут предложить продюсеру или дистрибьютору наружную, ТВ и радио рекламу, публикации в СМИ, ведение социальных сетей, дистрибуцию контента за границей.

Юридические и бухгалтерские услуги – необходимость для любой кинокомпании, будь это производитель или дистрибьютор. Эти специалисты могут быть как внутри компании, так и на аутсорсе.

Исследований сейчас каких только нет. Можно протестировать фильм на любом этапе производства на фокус-группах, подобранных по запросу. Можно даже узнать, куда смотрит зритель на экране и какие эмоции испытывает в каждый момент времени – вот до чего техника дошла!

Зрители

Ну, тут все понятно. Отдельной статьи про зрителей не будет, лучше я прямо здесь дам ссылки на полезные ресурсы, где можно все подробно узнать.

В 2018 году российские кинотеатры посетили почти 209 миллионов человек. В среднем за уикенд (с четверга по воскресенье) это около 3 миллионов, за неделю около 4 миллионов человек. В праздники традиционно зрителей больше.

Вопреки сложившемуся мифу, средний возраст кинозрителя вовсе не подростковый, а 29 лет, самая активная аудитория кинотеатров находится в диапазоне 25-34 года.

В начале 2018 года ВЦИОМ по заказу Фонда кино провел масштабное исследование аудитории российских кинотеатров, его можно посмотреть здесь.

Подробную еженедельную аналитику по сборам и зрителям можно смотреть также на сайте ФК.

Также своей аналитикой бесплатно делится компания Невафильм Research в своем журнале Синемаскоп – очень подробная информация по тенденциям рынка и портрету зрителя.

И супер бонус от все того же Фонда кино (работают ребята!) – информационно-аналитическое издание «Российская киноиндустрия – 2016: Цифры, мнения». В разделе «Цифры» вы найдете исчерпывающую информацию о российской киноиндустрии, включая всех участников кинорынка, перечисленных в этой статье, плюс ТВ, кинофестивали и видеосервисы. Также есть подобное исследование за 2017 год, скачать его можно здесь.

Государство

Государству, как ни странно, в исследовании Фонда кино уделено минимум внимания. Тем не менее, государство принимает в российской киноиндустрии весьма активное участие.

В ведении государства в лице Министерства культуры (МК) находятся выдача прокатных удостоверений и удостоверений национального фильма (документ, который освобождает производителя от уплаты НДС). Зачастую именно прокатные удостоверения вызывают скандалы на рынке, когда с их помощью МК пытается регулировать график выхода фильмов в прокат. Также по инициативе министерства киноиндустрия рискует получить какой-нибудь закон, как, например, «О 5 миллионах», в случае его принятия обязывающий платить производителей и дистрибьюторов госпошлину за прокатное удостоверение в размере 5 миллионов рублей вместо принятых сегодня 3500 рублей.

Министерство культуры и Фонд кино оказывают различные формы поддержки киноиндустрии. И там, и там поддерживают производство (МК выдает только безвозвратные субсидии, ФК – безвозвратные и возвратные) и прокат (МК – безвозвратные субсидии, ФК – только возвратные) национальных фильмов.

Помимо этого, МК субсидирует кинопремии и кинофестивали, показ российского кино за границей и другие виды пропаганды отечественного киноискусства (цитата с сайта МК).

ФК поддерживает открытие новых кинотеатров в малых городах и курирует кинокомиссии. Обо всех видах поддержки и деятельности этих учреждений можно почитать на их сайтах – Департамент кинематографии Министерства культуры и Фонд кино.

МК традиционно поддерживает производство авторских, дебютных, детских и социально-значимых проектов, а Фонд кино – коммерческие фильмы. Конкурсы проходят ежегодно, сейчас как раз объявлен очередной конкурс в ФК.