Найти тему
Самарская Газета

Как Самаре поможет культурная индустриализация

Независимо от размеров и статуса исторического поселения огромная задача, которая возникнет после появления нового статуса, — это нахождение нового смысла жизни для старых кварталов. Звучит, конечно, пафосно, да и не везде такие изменения понадобятся, но давайте вдумаемся.

Что внутри?

Больше ста кварталов исторической застройки. И по мере реализации проекта исторического поселения во всех этих кварталах появляется новая недвижимость. Сотни и сотни тысяч квадратных метров. Жилая и коммерческая. И если с новым комфортабельным жильем в центре города, скорее всего, не появится проблем, будет предложение — будет и спрос, то вот с коммерческой недвижимостью ситуация сложнее.

Во-первых, потому, что эта самая нежилая недвижимость и формирует образ города, его индивидуальность и туристическую привлекательность. Во-вторых, это городская экономика и занятость жителей, налоги, городской бюджет — вот это все. В-третьих, хотя тут сложно расставить приоритеты, удобство жизни для всех жителей Самары. Всех! А не только счастливых обитателей исторического поселения.

Каким должен стать центр, чтобы это изменение и новый вектор развития обрадовали всех самарцев? Да и возможно ли это? Наверняка урбанисты смогут предложить сразу несколько подходящих сценариев развития. Но для обывателя лучшим вариантом станет…

…Культурная индустриализация

Что такое культурные индустрии? Это весь спектр культурных практик плюс дизайн, мода, архитектура, ремесла, видеоигры — список можно долго продолжать. В России культура, увы, обычно рассматривается в отрыве от экономики, а не как одна из ее отраслей, пусть и довольно необычная. А ведь в структуре экономик ведущих стран мира культура занимает очень важное место. Даже в китайской экономике до 2,5% валового национального продукта генерирует культура. В Великобритании культура — это 10% от всей экономики. Спасибо «битлам», Камбербэтчу и всем-всем-всем!

Если говорить об экономике современных городов, то здесь эти показатели еще выше. Впрочем, скептики могут возразить: мол, культурные индустрии хорошо работают на голливудских холмах или в Кремниевой долине, в Москве, на пикнике «Афиши», но только не в Самаре.

-2

Да — если говорить о культурных индустриях исключительно как о формах шоу-бизнеса. Нет — если попытаться сделать новую старую Самару городом художников и мастеров. Для такого симбиоза есть и еще одна важная причина: сохранение исторического наследия и его дальнейшее использование — это одна из главных культурных индустрий. То есть необходимо просто логически продолжить, развить процесс, начатый с разработки концепции. И форму исторического поселения наполнить культурным содержанием. Вдохнуть новую жизнь в старый город.

Кластеры модерна

Как это должно работать? Ну, например, так, как работает сейчас в Музее модерна. Там создана уникальная для Самары культурная атмосфера, которую поддерживают и сам музей, и кафе, арендующее помещение во дворе особняка. Это единственный в городе музей с современным заведением общепита. Единственный! И, наверное, поэтому там так много всего происходит. Джазовые вечера, лекции градозащитников, архитектурные среды, концерты, «Ночи модерна» — далеко не всегда посетители знают, кто организатор мероприятия, да и неважно это для тех, кто просто заходит во двор музея, услышав хорошую музыку.

Честная культура

Сама по себе идея спасения и приспособления исторического наследия путем передачи его культурным организациям, конечно, не нова. Даже для Самары, точнее, для Куйбышева. Еще в середине 80-х квартал исторической застройки, прилегающий к мемориалу Ленина, был тщательно отреставрирован и передан всяческим культурным и общественным организациям. И хотя от советских времен тут мало что осталось, для театра «Лукоморье» получение собственного помещения в одном из этих домов — это не просто обретение угла, но и новые возможности развития.

Откуда же возьмутся в Самаре культурные индустрии в таком объеме? Ведь речь идет, напомним, о сотнях тысяч метров новых помещений — мастерских, бутиков, кафе, музеев, галерей, баров.

Сами по себе ниоткуда, увы. Для развития культурных индустрий нужны как минимум совместные усилия. Властей разного уровня, горожан и культурного сообщества. В старом центре Самары небольшие очаги культурной индустриализации возникают постоянно. И далеко не всегда они связаны с деятельностью государства как главного культурного оператора.

Например, единственный в Самаре «креативный хаб» — теперь уже легендарный дом №77 на улице Ленинградской. Здесь несколько этажей творческих индустрий на любой вкус. Существуют они вполне самостоятельно, и даже в экономической модели, пусть и довольно простой, выживают сами.

Выгодность художников

Город заинтересован в развитии культурных индустрий. Даже независимо от концепции исторического поселения. Просто потому, что это необходимый элемент современного городского пространства. И не просто элемент, а очень важный аттрактор — элемент привлекательности.

Город художников и мастеров гораздо интереснее не только для туристов, но и для самих горожан. В такой центр — красивый, артистичный, где из кафе льется приятная музыка и можно запросто зайти в любой двор, отпустить детей на мастер-класс в гончарную мастерскую, а самому под открытым небом послушать лекцию или посмотреть снятую здесь же, на куйбышевской студии, «Тревожные ночи в Самаре». Даже не надо будет Голливуда в такой обстановке. Обойдемся силами местной культуры.

pixabay.com
pixabay.com

Вслед за галереями и гончарными мастерскими приходят бутики и маленькие магазины, кафе и приятные необязательные места. Instagram spot. Памятники обретают новую жизнь, а город — новый уровень привлекательности, причем не только туристической, но и в глазах собственных жителей. Есть смысл ехать на выходной день в исторический центр.

До этого прекрасного момента осталось три-пять лет. При условии, конечно, что он наступит. Культурные индустрии в историческом поселении Самара. Наверное, это оптимальный вариант для развития старого центра в новых условиях.