История с географией времен нэпа.
В поисках информации о своих предках я наткнулась на любопытный фрагмент из документальной книги Вячеслава Искорнева «Дело отца Николая». Как выяснилось, Вячеслав Искорнев – липецкий журналист, который много лет собирает в архивах материал о своей малой родине – поселке Добринка.
В указанном фрагменте книги речь идет о жизни Добринки в 1923 году, в период нэпа.
На заседаниях Добринского райкома РКП(б) обсуждался не только ход уборки урожая. Очень волновались партийцы о том, что идеи мирового пролетариата не в чести у жителей глубинки. И в церковь народ по праздникам ходит, как будто бы и не было великой революции. Решением райкома партии было постановили усилить разъяснительную работу среди населения и привлечь для этого женсоветы. Добринский райком добросовестно исполнял решения ЦК РКП(б).
В 1923 году постановлением Политбюро ЦК РКП(б) была поставлена задача усиления антирелигиозной пропаганды в коллективах.
Издавались антирелигиозные брошюры, в клубах и школах устраивались антирелигиозные собрания жителей, перед интеллигенцией ставились задачи в живой привлекательной форме показывать противоречие между научными основами мироздания и библейскими рассказами.
Антирелигиозные плакаты 1923 года по жесткости напоминали современные карикатуры Шарли-Эбдо.
А тут и повод для антирелигиозной работы нашелся.
В Японии 1 сентября 1923 г. произошло страшное землетрясение, повлекшее за собой волну ценами высотой 10 метров. Сейчас, почти век спустя, мы может сказать, что это самое разрушительное землетрясение за всю историю Японии. Были практически полностью разрушены Токио, Йокогама, и ещё множество городов. Погибли сотни тысяч человек, а общее число пострадавших составило 4 миллиона. Кстати, после этого землетрясения изменилась политика Японии, она отошла от навязываемых ей западных систем ценностей, благодаря чему сейчас мы видим оригинальное и неповторимое японское общество.
Японскую трагедию широко освещала советская пресса.
Жители Добринки не остались равнодушны к бедствиям маленькой страны. Пошли разговоры, что так Бог наказывает людей за грехи и посылает предупреждение другим: следует жить праведно.
И вот на волостной женской конференции решено было дать бой подобным вредным суждениям.
Сначала на женской конференции в демократической обстановке выбрали президиум. Большинство голосов получили комсомольская активистка и две молодые учительницы.
А доклад о землетрясении в Японии доверили прочитать директору школы, преподавателю физики Ивану Петровичу *.
Но дав поручение, местные органы власти в соответствии с постановлением политбюро особо попросили уделить внимание антирелигиозной пропаганде, развеять у простых добринцев мысли о землетрясении как божьей каре. Перед Иваном Петровичем были поставлены следующие задачи:
1. Осветить преследования, которые выпали на долю представителей научной мысли (Галилей, Бруно, Дарвин) со стороны духовенства.
2. Показать нелепость тех представлений о мире, которые проводятся в Библии и Евангелии. На ярких примерах из естествознания выявить реакционную роль церкви в истории человечества.
3. Выявить противоречия между слепой религиозной верой и научной мыслью на основе землетрясения в Японии.
Слушать доклад уважаемого учителя собралась почти вся Добринка.
Иван Петрович увлеченно стал рассказывать, как происходят землетрясения, почему в районах с действующими вулканами они наблюдаются особенно часто.
Он связал землетрясения со строением и активностью земной коры, в общем, пытался излагать господствующую на то время геосинклинальную теорию причин землетрясений доступным для народа языком.
Добринцы слушали затаив дыхание.
Но, увлекшись, Иван Петрович не выполнил задание партийцев: в докладе не было осуждения слухов о наказании грешников природными катаклизмами, и вообще ни одного слова о религии.
После доклада разгорелись жаркие прения, переросшие в бурю. Когда местные атеисты решили дополнить доклад, против них включились возмущенные женщины и не допустили нападок на православие.
Вот что было записано в протоколе второй волостной женской конференции: «Докладчик в слабой форме разоблачил легенду о наказании Богом грешников, назвав причиной землетрясения изобилие вулканов. После доклада начались прения, выявившие религиозные настроения женщин. И после исчерпывающих ответов все удовлетворились».
Иван Петрович * получил выговор.
P.S.: Иван Петрович * – это мой дедушка, а одна из учительниц в президиуме женсовета – бабушка.
Я вот гадаю: он действительно так увлекся, или у него все было продумано?