Казахстанский театр ARTиШОК сыграл спектакль «Байконур» на фестивале «Вдохновение» на ВДНХ в Москве. Действие происходило на Площади промышленности, где вот уже больше пятидесяти лет установлен макет ракеты-носителя «Восток», неподалеку от павильона «Космос».
Спектакль «Байконур» был создан ARTиШОКом в 2017 году совместно с инженерным театром АХЕ из Санкт-Петербурга специально к фестивалю Astana Art Fest, а его премьера состоялась на бульваре Нуржол в дни ЭКСПО. Тогда одной из «декораций» к спектаклю послужил Байтерек, вид на который раскрывался в конце главной пешеходной улицы столицы.
Жанр спектакля его создатели, художник ARTиШОКа Антон Болкунов и со-основатели АХЕ Максим Исаев и Павел Семченко, определили как «степной цирк». Это сложное действие с элементами акробатики, специально выстроенными конструкциями в стилистике техновуд, громадным количеством реквизита и актерским составом в более чем двадцать человек. После столичной премьеры «Байконур» был сыгран в Алматы в бывшем трамвайном депо летом 2018 года, а в июле 2019-го - приглашен в Москву на театральный фестиваль на ВДНХ.
В этом году в Москве выдался на редкость холодный и дождливый июль, и «Байконур» алматинцам пришлось играть под летним ливнем и при температуре воздуха в районе +15. Это оказалось возможно, хоть и заметно дискомфортно, в том числе и для публики. Зрители стояли вокруг сцены под зонтами, дождь начался одновременно с основным действием, а закончился только ближе ко второй половине спектакля. Отчаянные российские зрители восхитились отчаянными же алматинскими артистами: режиссер Театра.DOC Талгат Баталов, который был на показе, сказал, что любая московская труппа отказалась бы выступать в таких условиях.
Зритель вообще был знаменитый: на «Байконур» пришли посмотреть композитор Александр Маноцков (соавтор последней премьеры сезона в ARTиШОКе – спектакля «Ер Тостик»), критик, арт-директор фестиваля «Вдохновение», фестиваля NET, заместитель худрука Театра Наций Роман Должанский, критик Алла Шендерова, актеры Олег и Аврора Жуковские из Новосибирска, тоже давние друзья артишоков, а на сцену вместе с алматинцами вышел Сергей Лысенко, бывший бишкекчанин, а теперь москвич, которого у нас в Алматы помнят по гостевой роли в спектакле «Прямопотолеби».
Экстремальные условия добавили «Байконуру» небывалого куража – таким мощным и острым спектакль не был ни в Астане, ни в Алматы.
«Байконур» по композиции – это сборник «новелл», посвященных реальным и выдуманным персонажам, связанным с казахском мифологией и историей, в том числе историей покорения космоса. Здесь Дмитрий Копылов перевоплощается в Юрия Гагарина, Чингиз Капин – в Сергея Калмыкова, Виктория Мухамеджанова – в Жалмауыз Кемпир. Диковатый грим и практически клоунский реквизит наталкивают на определения «трэш» и «крипота», а политический контекст, за который были ответственным Чингиз Капин в роли шпрехшталмейстера и Мирас Исаев в роли полицейского, пугает еще сильнее, чем мистическая линия, причем как казахстанцев, так и россиян.
Уличный театр – это территория свободы. Здесь масса возможностей для импровизаций, которые больше не повторятся нигде и никогда, даже если будут задокументированы на видео. Отсюда разгромная смелость в создании истории в реальном времени и наделении ее разнообразными суперактуальными деталями.
Алматинцы в Москве, к примеру, говорили о ситуации с арт-активизмом и мирными митингами, которая сложилась в нашей стране в последние месяцы. Для россиян, живущих в подобной же обстановке, это хоть и не было большим откровением, но все-таки стало неожиданностью. Даже в демократичной и прогрессивной Москве не каждый театр может себе позволить честно говорить о социально-политическом.
Культура уличного театра сегодня в Алматы, да и в целом в Казахстане, почти не развивается. Единичные случаи происходят на фестивалях (к примеру, каждый год несколько различных театральных команд едут с показами на фестиваль фестивалей FourЭ), но на регулярной основе подобных трупп уже не существует, хотя тот же ARTиШОК начинался девятнадцать лет назад именно как уличный театр. А с момента последнего большого фестиваля уличных театров в нашей культурной столице прошло уже десять лет.
И здесь сложно найти ответ, почему уличного театра стало меньше. Движение независимого театра, которое оформилось в Алматы в последние пять-семь лет, уверенно встало на ноги, и команды обзавелись собственными площадками, растеряв страсть к романтике открытых представлений. Сложнее стало и с открытыми местами для перформансов: если интерьерные локации, как правило, находятся в частных руках, то улицы, площади и скверы – в ведении акиматов, поддержкой которых заручиться не всегда просто, тем более если это единичные выступления.
Тем не менее, именно уличный театр – это тот случай, когда не зритель идет на спектакль, а спектакль приходит к зрителю. И это именно тот путь, который позволит решить проблему неполных залов, на которые часто жалуются как государственные театры, так и частные. Это самый короткий путь к сердцу публики, «Байконур» - лучшее тому подтверждение, где бы он ни игрался: в Астане ли, в Алматы или Москве.
Текст был написан специально для Sputnik Казахстан