Итак, мы с вами посетили древний пещерный монастырь Успения Пресвятой Богородицы VII века постройки, отдохнули, напились чистейшей воды из монастырского источника, а теперь с новыми силами двигаемся дальше, ведь впереди еще длинная и интересная дорога. А вы не забывайте подписываться на канал, а то он не сможет развиваться дальше, и, конечно, ставьте лайки.
Какое-то время мы еще идем по территории монастыря, любуясь красотами, которые открываются по обе стороны: причудливыми скалами с естественными и искусственными пещерами слева и типичным крымским лесом — невысоким, но густым, где буки и грабы перемежаются кустами кизила (впрочем, пока еще зеленого — его пора настанет осенью), справа.
Затем лес обступает нас со обеих сторон, а дорога из бетонной делается грунтовой и медленно, но верно лезет в гору. Здесь идти уже легче — подъем не такой крутой, да и тень стала густой, скрывая нас от горячего южного солнца.
Куда не кинь взгляд, обязательно наткнешься на какие-нибудь древние строения — сразу видно, что люди облюбовали эту долину еще в незапамятные времена. То пещера, то фундамент какого-нибудь строения, и теперь уже не скажешь, кто и зачем соорудил это...
Через некоторое время дорога делает поворот, но мы не спешим следовать ему, ведь прямо перед собой видим ворота и надпись: «Газы-Мансур».
За воротами лесная тропинка забирает круто вверх и переходит в старинную полуразрушенную временем лестницу.
Поднявшись по стертым ступенькам, мы оказываемся на небольшой поляне, где в живописном беспорядке разбросаны покрытые полустертыми письменами надгробья.
Сейчас здесь все поросло лесом, но когда-то на этом месте располагалось большое мусульманское кладбище, возраст которого более 500 лет, и текие (монастырь) дервишей, от которого сейчас практически ничего не осталось, лишь просматриваются в земле очертания строений.
Текие было основано одним из первых крымских ханов Менгли Гераем в XV веке. Кстати, хочу обратить внимание, что правильно говорить именно Герай, а не Гирей. Второе — искажение, как любили переиначивать незнакомые имена в прошлые века. Скорее всего, первым неправильно назвал крымских ханов Пушкин в своей поэме «Бахчисарайский фонтан», но не поручусь за истинность этого утверждения. Главное, что вы теперь знаете, как следует произносить это имя и как говорить не стоит. Так вот, Менгли Герай возвел монастырь на месте гибели трех дервишей, которые участвовали в одной из битв, разыгравшихся под стенами Чуфут-Кале. Одного из них звали Газы Мансур, и именно в его честь было названо возникшее вокруг текие кладбище.
Замшелые камни с арабской вязью смотрятся очень живописно под густой сенью леса. Лучи солнца, пробиваясь сквозь листву, создают причудливые блики, и кажется, что тут до сих пор бродят души тех, кто нашел здесь последний приют. Но при этом тягостного ощущения, какое возникает порой в подобных местах, здесь нет. Скорее, тут можно отдохнуть душой и телом в стороне от оживленной тропы, ведущей к пещерному городу, присев на скамейку, что стоит возле колодца.
Передохнув и подумав о вечном, продолжаем свой путь. Постепенно из утоптанного тысячами ног грунта начинают проступать неровные камни и плиты — мы вышли на древнюю дорогу, ведущую к пещерному городу Чуфут-Кале, главному пункту нашего маршрута.
Идти по такой дороге становится труднее. Когда-то она, без сомнения, была идеально ровной, и по ней ехали в город многочисленные обозы с товарами, всадники на конях и верблюдах, да и пешие путешественники тоже без труда следовали в крупное и богатое поселение, но за сотни лет камни, которыми дорога была вымощена, стерлись, местами сделались круглыми и теперь торчат из земли в хаотичном порядке.
Но при этом захватывает дух от старины, которая ощущается на каждом шагу, и порой кажется, что вот-вот тебя обгонит одетый в шелка всадник с кривой саблей на поясе или повстречается странствующий дервиш в длиннополом одеянии и спросит, далеко ли до текие.
Наконец, дорога покидает лесную тень и выводит нас на крутой склон, над которым нависают белые скалы.
Отсюда уже видны постройки и пещеры Чуфут-Кале. Несмотря на то, что сегодня довольно много туристов, здесь невероятно спокойно — на фоне открывшихся взгляду изрытых ветрами и людьми скал все мирское кажется невероятно мелким и суетным. И ты стоишь и слушаешь тишину, которую удивительным образом дополняет отчаянное пение цикад и негромкий перебор струн юного кобзаря, что сидит в тени одинокого дерева, растущего на склоне.
Здесь начинается последний и самый крутой этап подъема, после которого нас ждет прекрасный и загадочный Чуфут-Кале. А пока присядем на камень, послушаем музыку и полюбуемся прекрасными видами оставшейся далеко внизу долины.
Продолжение следует.
Читать другие мои публикации о Крыме:
7 интересных мест Симферополя, которые стоит посетить
Бахчисарай — город, где замерло время. Часть 1. Начало пути
Бахчисарай — город, где замерло время. Часть 2. Свято-Успенский монастырь.