Найти тему

Как правильно оформлять отношения с программистами и дизайнерами - рассказывает бизнес-юрист

Труд программистов и дизайнеров использует огромное количество компаний вне зависимости от сферы деятельности. Но лишь единицы безопасно выстраивают с ними юридические отношения.

Главная ошибка: компании совершенно не заботятся о приобретении прав на программное обеспечение и дизайн

Когда я начинал консультировать digital-бизнес в 2012 году моими клиентами были маленькие веб-студии и стартапы. И меня не удивляла такая халатность. Во-первых, это было 6 лет назад и тогда даже юристы не шибко хорошо разбирались в этих вещах. Во-вторых, это были реально небольшие компании.

Но сейчас, в 2018 году, я сталкиваюсь с тем, что даже некоторые крупные компании абсолютно не заботятся об этом. Чего им бояться, расскажу ниже.

Почему же некоторые крупные компании так ведут себя? Потому что в современной России некоторыми юридическими рисками действительно можно пренебречь. Знаю людей, которые закладывают в бюджет компании деньги на уплату штрафов, неустоек и сознательно идут на возможные нарушения. Но эта математика работает, когда суммы штрафов заранее известны. С правами на интеллектуальную собственность всё обстоит иначе.

Огромное количество компаний не владеет правами на интеллектуальную собственность, которую использует в своей деятельности. Права на неё часто принадлежит программистам и дизайнерам, которые её создавали. Российское законодательство содержит довольно жёсткие правила, регулирующие процесс передачи прав на интеллектуальную собственность.

По закону передача прав должна осуществляться строго по письменному договору и в нём обязательно должен быть указан размер вознаграждения автора (правообладателя). При несоблюдении этих условий договор считает недействительным, а передача прав считается несостоявшейся.

Конечно, в случае если документы не были оформлены надлежащим образом, при очень большом везении и усердности юристов, можно доказать, что вот этот программист получил вознаграждение за разработку вот этой программы и юридически передал исключительное (или на край лицензионное) право заказчику. Но это всего лишь вероятность, которая имеет прям очень малые шансы воплотиться в реальность. Особенно с учётом того, как строится работа с разработчиками и дизайнерами в компаниях.

Часто вознаграждение и техническое задание обговаривается устно или в личном чате, деньги платятся не от имени компании, а от имени каких-либо третьих лиц (вплоть до того, что секретарь или менеджер продукта эти денежки кидает на карту). В таких условиях вероятность оформления прав на интеллектуальную собственность стремится к нулю.

Но проблема на это не заканчивается. Если заказчиком права на интеллектуальную собственность не были приобретены, то любое лицо, которое будет владеть такими правами может спокойно предъявить иск о запрете использования интеллектуальной собственности и взыскании ущерба или денежной компенсации в размере до 5 миллионов рублей. Тот же самый программист или дизайнер может воспользоваться такой возможностью и создать заказчику проблемы практически «на пустом месте».

Защита прав на интеллектуальную собственность - один из основных мировых трендов. Это заметно даже по российскому «ВКонтакте», который недавно ввёл ограничения на прослушивание музыки. Тренд ещё только развивается в России, но пройдет какое-то время и права авторов будут защищаться гораздо более жёсткими мерами. То есть меры то уже есть, повысится неотвратимость их применения. Все понимают, что интеллектуальная собственность становится с каждым днем всё более ценной. Капитализация компаний, владеющих правами на софт и прочую интеллектуальную собственность превышает капитализацию нефтяных, газовых и строительных компаний.

По факту сейчас, чтобы устранить указанные юридические риски достаточно оформить пару документов или хотя бы правильно выстроить взаимодействие с сотрудниками онлайн (что, конечно, даёт меньше надёжности).

В зависимости от ситуации такими документами могут быть договор авторского заказа, договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, договор подряда, акт о передаче прав и денежных средств (вознаграждения).

Целями составления этих документов является идентификация объекта интеллектуальной собственности, фиксация факта передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности и вознаграждения, предоставление программистом или дизайнером заверений (гарантий) о том, что на момент передачи прав он владеет указанными правами, может ими распоряжаться и не нарушает при этом прав третьих лиц, а также установление ответственности за нарушение заверений (гарантий).

Договор об отчуждении исключительного права нужно делать тогда, когда оформляется передача прав на уже созданный продукт и имеется необходимость получить «объект» именно в собственность (а не на правах лицензии). Лицензионный договор нужно делать, когда достаточно лицензии (права пользования продуктом в течение определенного времени). Договор подряда заключается в случае, если заказывается разработка продукта у компании, а не у частного лица. Договор авторского заказа заключается, если сотрудничество осуществляется непосредственно с создателем «объекта» — физическим лицом (автором).

Особо обратить внимание нужно на то, что многие такие договоры не содержат гарантий (заверений) о том, что лицо вообще имеет право их передавать заказчику. Вот, к примеру, ситуация:

Компания заказывает дизайн у студии. Естественно, сам дизайн рисует кто-то из сотрудников/фрилансеров студии и он же по закону является автором дизайна. В соответствии с законодательством автору принадлежат все права на продукт, в том числе и исключительные права (имущественные), которые, собственно и представляют самую большую ценность. Так вот для того, чтобы заказчик смог приобрести такие права необходимо, чтобы сначала автор (дизайнер) передал эти права студии (как юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю), а уже потом эта студия передала права заказчику. Без соблюдения всей этой цепочки заказчик может остаться без прав на дизайн и в любой момент получить претензию и иск.

Конечно, заказчику можно напрямую получить права от дизайнера, но это нецелесообразно с экономической и организационной точек зрения. Вряд ли какая-либо студия позволит своему дизайнеру участвовать непосредственно в коммерческих и юридических отношениях с заказчиками. Поэтому такая оговорка в договора нужна. Звучит она примерно так:

«Студия гарантирует (заверяет), что на момент исполнения договора владеет исключительным правом на дизайн, вправе им распоряжаться и не нарушает исполнением договора прав третьих лиц. В случае нарушения данной гарантии (заверения) студия уплачивает заказчику неустойку (штраф) в размере X рублей».

На этом мой небольшой юридический ликбез подходит к концу. Надеюсь, статья оказалась полезной. Да, и очень хочется акцентировать внимание на то, что в в указанных ситуациях не стоит занимать только ту или другую строну. Каждый из нас в разное время является и заказчиком, и автором. Если человек не уважает прав других авторов, то рано или поздно ему придется придётся столкнуться с неуважением его авторских прав.

При наличии запроса на оказание услуг по обозначенной теме можете обращаться по следующим контактным данным, при наличии дополнительных вопросов, можете прочитать приведённую ниже книгу или записаться на консультацию:

С уважением, Евгений Рябов, бизнес-юрист, автор книги «Бизнес и инвестиции: правила игры», книги «Стартап и инвестор: правила игры»

t.me/eriabov evrcapital@gmail.com +7 (987) 207 73 80