В Русском музее выставка произведений Константина Сомова (1869 - 1939) продлится до ноября. Это событие в художественной выставочной жизни России нельзя пропустить. Художник боялся число 70. Часто говорил об этом, вызывая улыбку у друзей. Умер в 69 с половиной лет, так и не дожив до 70.
Умер в Париже, на руках друга, инженера, мецената, бывшего председателя городского совета г. Одессы Михаила Брайкевича, который на похоронах произнёс: "Костенька, ангел мой, как я люблю тебя!"
По произведениям Константина Сомова, получившего образование в Императорской Академии Художеств и в мастерской Ильи Репина, видны его личные характеристики: чрезвычайно острый и тонкий, внимательный в рисунке, интеллектуальный и богатый теорией и практикой живописи. Знающий и любящий творчество французского символиста Пьера Пюви де Шаванна. Интересен сравнительный просмотр произведений "Одинокого путника" того и другого художника.
У обоих художников образ путника является автопортретом. Они последовали совету Леонардо да Винчи о том, что художник должен быть одиноким и только в одиночестве можно создавать произведения, или в окружении учеников, но никак не союзов художников.История диктует свои формулы. Константин Сомов до октябрьского переворота создаёт серию произведений - идиллий из балов и маскарадов.
Серия завершается первыми русскими эротическими иллюстрациями к книге о Маркизе и Пьеро, состоящей из рассказов немецких писателей 18 века.
Пришла революция . В дверь Сомова постучали, чтобы реквизировать подушки и одеяла для солдат рабоче-крестьянской армии. Помог Луначарский, заранее выдавший документ о неприкосновенности имущества товарища К.Сомова, академика Петроградской Академии Художеств рабочих и крестьян. Голод. 20-е годы. Паёк. Друг подарил пакет сушёной картошки. Советское правительство отправляет Константина Сомова в Нью-Йорк с 1000 работ советских художников - доказать преимущество социалистической идеи. Их 1000 произведений - 38 самого Константина Сомова. В Америке они не нужны. Полный провал.1924 год. Помог Сергей Рахманинов и другие сбежавшие русские.
Купили часть произведений. Вышла статья в "Нью-Йорк Таймс" - "Советские художники захотели американского золота, его не получили, и ещё остались должны!" Константин Сомов принял решение не возвращаться в Советскую Россию, а уехать в Париж. Он известен произведением "Дама в голубом".
Но во Франции уже мода не на дам в голубом, а на мужчин. Как выжить? Вечный вопрос перед художником всех времён и народов. И Сомов делает серию бесподобных эротических картин...
Но в истории искусств он мастер русского портрета, непревзойдённый и великий.