Китайские поезда в начале 2000-х бывали почти такие же раздолбанные и грязные, как в Бангладеш, ну разве что на крыше никто не сидел. Помню, в 2005 летом ехал из Шанхая в дешевом поезде самой низшей нумерацией в четыре цифры от 1 до 4 без букв – “поезд с гусями” и деревянными лавками, ну разве что только без самих гусей и кондиционеров. Там мигранты все заплевали и уделали шелухой в течение часа, и люди сидели в проходах чуть не на головах друг у друга.
В 2019 такие поезда 20-го века уже почти повывелись, сохранившись лишь в самых медвежьих углах (видел по телеку, как что-то с деревянными лавками еще ездило между деревнями в бедной провинции Гуйчжоу в 2018-м). Однако в июле 2019 г. мне еще подвернулся поезд с литерой К из Шицзячжуана в Цзинань, недалеко от Пекина, где кондиционер на станции отключался в 35 градусную жару, служка с тележкой, как и в 2005 г., продирался со своим товаром по живому, и люди сидели в проходах друг на друге. Когда входишь в такой дремучий переполненный вагон в Китае-2019, охватывает троякое ощущение – 1. Ностальгическое назад в молодость в 2003-5 годы; 2. В Китае все-таки перенаселенность неискоренима, пассажиры со стоячими билетами сделают путешествие незабываемым; 3. Ситуация меняется, за 14 лет в “поезде с гусями” добавился кондиционер, нет семечной шелухи на полу, и сидения помягче.
В итоге – беднота в Китае так и осталась беднотой, сидящей на полу в вагоне, теперь уже при кондиционере и не в шелухе. Прогресс среди нищебродов за 14 лет примерно такой же, как и в России, у нас плацкарты стали почище, и сервис теперь лучше. Китайские и российские богачи за эти 14 лет скупили все, что плохо лежит и плохо продается во всем мире от Челси до гражданства Сент Лючии, а китайские бедняки в поезде между столицами двух провинций получили кондиционер, работающий, правда, только во время движения, но и то хорошо.