В последнее время широко распространились ностальгические сказки о «прелестях» советской жизни. Одна из наиболее популярных – лживый миф о «замечательной бесплатной советской медицине». На самом деле медицинское обслуживание стоило советским людям очень дорого: за предоставление «бесплатных услуг», т.е. медицину и образование, в 1950-80-е гг. у советских граждан изымалось в среднем 2/3 зарплаты.
«Власти гордились тем, что в Советском Союзе врачей больше, чем в других странах, но количество не переходило в качество. Больницы были переполнены, люди часто лежали в коридоре - не в последнюю очередь из-за того, что многих госпитализировали по показаниям, которые в действительности не требовали стационарного лечения. Люди лежали в больнице долго; неделями и месяцами ждали очереди на процедуры и операции.
Быт советских больниц многие вспоминают с неподдельным ужасом. Особенно это касается родов: «Моя мать рожала сестру в 1975-м, в Москве. Ее рассказ не забуду никогда. Для начала раздели догола и побрили ржавой бритвой, простыней на кроватях не было, клеенки, еды не давали сутки, и она умолила няньку принести ей сахар из абортария, боялась, что не хватит сил, рожала 12 часов, врач подошел два раза, врачи и няньки там подбираются специальные, как надсмотрщицы в концлагере, садистки просто. „Страшнее ничего в жизни не помню, как собака в средние века“ - ее чувство» (воспоминание из подборки в «Живом журнале»).
Отдельного внимания заслуживает хамство советских врачей и медицинского персонала в районных поликлиниках и больницах. В одной из работ 1987 года, основанной на многочисленных интервью с докторами и студентами-медиками, делается вывод, что врачи были очень не мотивированы и не испытывали удовлетворения от работы. Как правило, они получали мало денег - и оплата не зависела от количества вылеченных людей. Большинство врачей почти не стремились углубить свои знания, слабо интересовались публикациями в медицинских журналах. Функция поликлиник в основном сводилась к тому, чтобы оценивать, выдавать человеку больничный или нет. Пациенты не особенно доверяли врачам — возможно, из-за этого в конце 1980-х в атеистическом государстве оказалась так популярна «альтернативная медицина» вроде гомеопатии и целительства» (В СССР все было самое лучшее! На самом деле нет. Главные мифы о «золотом веке» - позднем Советском Союзе. Meduza.io).
Советские медики, как и вообще все чиновники в СССР, не несли никакой ответственности за результаты своего труда, даже если он заканчивался смертью или нанесением тяжкого вреда здоровью пациента. Автор статьи в подростковом возрасте получил заражение крови во время пустячной стоматологической операции, что повлекло за собой мучения на протяжении почти сорока лет. На гневный вопрос матери «Кто за это будет отвечать?» врачи пожали плечами: «Никто. Вам придется нас извинить». Другой случай, с родственником, жившим в Сибири: его, пожилого человека, избил хулиган. У пострадавшего, помимо синяков, были царапины, которые местный врач обработал так, что началось общее заражение крови. Больной умер. Родным врачи сказали: «Да что вы переживаете – он же был старый, все равно скоро бы умер». А другой родственник скончался в больнице знаменитого Четвертого управления – ему при пустячной операции забыли (!!!) ввести препарат против свертывания крови. У молодой женщины в Москве, в 1988 г., начались страшные головные боли: она теряла сознание. Врач «скорой помощи» объявил болезнь гриппом и посетовал, что его напрасно побеспокоили. Когда «скорая» приехала в третий раз, больная уже была без сознания. Родные начали врачу просто-напросто угрожать, и та нехотя согласилась везти девушку в больницу. Уже в карете «скорой» она тихо сказала: «В Москве эпидемия менингита, но нам запретили ставить этот диагноз». Больница оказалась переполненной менингитными больными, некоторые не могли ходить, в отдельных боксах содержались лишившиеся рассудка… И все потому, что городские власти (или выше?) скрывали факт эпидемии. Для чего? «Чтобы не было паники». А люди страшно мучились, умирали и становились инвалидами, хотя тогда менингит уже умели лечить.
Врачи нередко принимали больных пьяными (автор , среди миллионов других советских людей, сам сталкивался с этим). На просьбу стоматологу перед удалением зуба столичный доктор резко заявил: «Какое тебе обезболивающее? Весь новокаин – в Афганистане!» (шел 1981 г.). А в тот же год в Красноярске девушке, попавшей в аварию, пилили кость пилой даже без местного обезболивания, и тоже говорили про «новокаин в Афганистане»…
«…В СССР, например, мою родную бабушку, которую привезли в больницу с инфарктом, положили в коридоре и забыли про нее. Так она там и умерла в коридоре. Кому мне сказать спасибо за такое бесплатное медицинское обслуживание? Или, например, могу вспомнить рассказы нашего «пилюли» – фельдшера части – который до армии работал на скорой помощи. Один из его рассказов наиболее ярок – они везли в больницу какую-то бабку и надо было ей дать кислород. Советский молодой дохтур маску ей на лицо положить положил, а вот крантик с кислородом открыть как-то забыл. Бабка и умерла. Зато родственники могли быть счастливы, что медицинские услуги им оказали бесплатно» (http://leg0ner.livejournal.com/550768.html).
О «прелестях» советской медицины отлично рассказала А.Романова.
«За любую эксплуатацию ложной тоски по несуществовавшему советскому счастью нужно наказывать как минимум рублем, потому что игра на советской мифологии оборачивается инфантилизацией населения. Оно перестает реально воспринимать мир и свою за него ответственность, предпочитая уходить от действительности в томное прошлое.
Люди, которые считают, будто в СССР была хорошая бесплатная медицина, ошибаются дважды, потому что бесплатной она не была и хорошей не была тоже. (…)
Любая более или менее серьезная болезнь оборачивалась огромными тратами, даже если человека клали в стационар: лекарства в больницу, как и другой дефицит, доставали по блату. Бывало, что анализы делали по знакомству и процедуры проводили за взятки. В клиниках зачастую не было реагентов, не было лабораторного оборудования, не было перевязочного материала. То, что было, распределялось коррупционно, растаскивалось персоналом по домам.
Тащили все: капельницы - на поделки, бинты - про запас, спирт - на водку, пинцеты, ланцеты, зажимы - для кухни. Человек, попавший в советскую больницу без денег и знакомств, мог просто 20 дней лежать под капельницей глюкозы, так как зачастую ничего в больницах не было. Так приходилось лежать почти всем, потому что люди с зарплатой до 135 рублей, то есть не менее 4/5 населения, доступа на нелегальный рынок лекарств не имели.
Впрочем, даже распространяемые по блату лекарства почти никого не лечили, потому что это были советские лекарства. Действительно эффективные западные препараты проникали нелегально - в основном через командировочных дипломатов, спортсменов, работников торгпредств. И составляли каплю в море. У нас почти ничего не производили. (…)
Воспоминания о хорошей советской медицине - того же романтического порядка явление, как и тоска по брежневскому пломбиру. Большинство тех, кто сегодня еще имеет силы обсуждать преимущества социалистического здравоохранения, в СССР были молоды, по этой причине счастливы и очень, кстати, здоровы. Они просто не успели столкнуться с системой. И сравнить им российскую медицину, по правде говоря, не с чем. Но тем, кто сравнить очень хочет, советую рискнуть вырвать зуб без анестезии. Что-то я в XXI веке о таких смелых экспериментаторах пока не слышала» (А.Миронова «Очередь за зубами», Газета.ру, 19.08.2016).
Те, кто сегодня рассказывает сказки о том, как его здорово, эффективно и заботливо лечили в советское время – либо сошел с ума, либо лжет, либо считает окружающих идиотами, либо хочет вернуть те времена, чтобы стать всемогущим и безответственным начальником. Чтобы наживаться на людских страданиях – как советские медицинские начальники в те годы.