Найти тему
Бегущая по волнам

Почему Мона Лиза?

Наверное, для того, чтобы оценить эту госпожу по достоинству, с ней нужно познакомиться, лично. Потому что, признаюсь, мои глаза, затуманенные, глянцевыми красавицами без единого изъяна, не находят в чертах Моны Лизы того совершенства, что сводит с ума. Все-таки, каноны женской красоты, с шестнадцатого века, претерпели некоторые изменения. И роскошные, пышнотелые, девы с полотен Рубенса, сегодня, не пользовались бы широкой популярностью у мужского пола. В наш век, кукол Барби, когда внешняя красота считается, чуть ли не главным, социально значимым, атрибутом, синьора дель Джокондо, вряд ли, была бы секс - символом. Увы, Мона Лиза не является обладательницей пухлых, чувственных, губ. У нее нет высоких скул, над слегка впалыми щеками, и огромных глаз, томно взирающих из-под накладных ресниц. Искусственно наращенная грива, не обрамляет ее лица, и ее декольте не впечатляет образцово-показательным бюстом. Словом, она не Анджелина Джоли.

Но, вот уже пять столетий, Джоконда, с, поистине, легкой руки Леонардо да Винчи, будоражит воображение и мужчин и женщин, как профессиональных художников, так и людей, далеких от живописи. Личность модели, позировавшей великому художнику, долгое время оставалась спорной. В разные эпохи, своих сторонников и противников, находили не менее десяти претендентов, среди которых, кроме улыбчивой неаполитанки, фигурировали: Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская; герцогиня Костанца д’Авалос; Катерина, мать Леонардо; Джан Джакомо Капротти да Орено, ученик Леонардо; и, собственно, сам да Винчи. Но, в начале двадцать первого века, специалисты, все же сошлись во мнении, что на портрете изображена Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, супруга Франческо дель Джокондо, флорентийского купца и, пока очередной искусствовед не обнаружит в мистическом полотне новых деталей, остановились на этом. Никакой фотошоп не достигает того божественного совершенства образов, которое умели создавать на своих полотнах, живописцы Эпохи Возрождения. Ученые, буквально, по миллиметру изучили Джоконду, но так до конца не выясняли всех тонкостей, гениальной техники да Винчи. Разработанный Леонардо, художественный метод - сфумато – позволял творцу наносить на полотно краску, толщиной в пару микрон (1 микрон = 0,001 миллиметр). Благодаря приему сфумато, старые мастера создавали неповторимый реализм света и тени на своих картинах, гармонию цветов, плавно и незаметно глазу, соединяющихся. Так писался загадочный лик Моны Лизы, все нюансы ее мимики, о которых, ни первый век, спорят критики. Она печальна? Или, она счастлива? Она, искренне, улыбается? Или, она иронизирует? О чем, она думает???

Почему, именно, этот портрет стал настолько знаменитым? Удивительно, сколько шедевров сотворили гении Эпохи Возрождения, какие восхитительные полотна оставили нам импрессионисты, а творчество примитивистов и сюрреалистов, не всеми понимаемое, но от этого не менее, великолепное. Но, на первом месте, так или иначе, светящаяся умиротворением, Мона Лиза.
Скептики и нигилисты считают эту работу Леонардо, грамотно, разрекламированным брендом. Говорят, что популярности неаполитанки способствовало то, что ее похищали.
История приключений Моны Лизы противоречива и недостоверна. Доподлинно известно, что к заказчику Франческо дель Джокондо, портрет так и не попал. По каким – то причинам Леонардо не захотел расставаться с картиной, некоторые психологи находят в этом факте, влюбленность творца в свое создание. После смерти художника, Джоконда осталась у его ученика Джана Джакомо, а затем она была куплена королем Франциском I и помещена в замок Фонтенбло. Впоследствии, Мона Лиза, неоднократно, меняла владельцев, преимущественно, коронованных особ. Людовик XIV и Наполеон, не желая расставаться с шедевром, возили картину с собой, поэтому Джоконда пожила во всех известных дворцах Франции: Лувр, Версаль, Тюильри. Окончательно обосновавшись в Лувре, в начале двадцатого века, Мона Лиза, периодически, путешествовала и выставлялась в крупнейших городах мира, пока в 1911, таинственно не исчезла из парижского музея. Целых два года, о ней никто ничего не знал. Неизвестно, чем бы все закончилось, - неистовые поиски полиции, всех стран Западной Европы, результатов не дали,- если бы вор, самолично, не обратился к директору художественной галереи Уффици, во Флоренции, с предложением, купить у него некую картину, кисти Леонардо да Винчи.

В наши дни Джоконда больше не путешествует, годы берут свое, и реставраторы не рискуют сохранностью шедевра, выставляя легендарную картину за пределами Лувра. Поэтому, лишь пройдя множество залов, величавого обиталища французских королей и, очутившись в небольшой комнате, за пуленепробиваемым стеклом, можно увидеть Мону Лизу – она, все так же улыбается. Увы, расстояние, между зрителями и портретом, не оставляет возможности рассмотреть оригинал, так же подробно, как его растиражированные по всему миру репродукции.

И, все же, это было бы прекрасно, побывать в Париже и познакомиться с Джокондой, лично. А еще лучше (мечтать, так мечтать), перенестись в Эпоху Ренессанса, в мастерскую Леонардо и увидеть воочию, - как же пятидесятилетний живописец творил портрет, двадцатичетырехлетней неаполитанки. Действительно ли, Мону Лизу окружали музыканты и шуты, и она весело смеялась и отзвук этого смеха, долетел до нас в ее милой улыбке? Или модель, замерев неподвижно, в тишине следила, как рука мастера с математической скрупулезностью пишет ее изображение, строго и без эмоций, силой божественного дара, вселяя в кусок доски, живую душу…?!