Одновременно с магнитофоном Астра МК-110С-1, обзор на который есть на страницах канала, мне привезли и этот Сатурн-202С-2 - тоже новый в упаковке, только без дополнительных аксессуаров, типа запасных пасиков, кабелей и катушки с чистой магнитофонной лентой. Если Астра сходу не запустилась, то этот оказался сохраннее и хоть как-то воспроизводить и записывать начал сразу. Но участь его постигла точно такая же - замена всех электролитов К-50 на южнокорейские Samwha (недорогие, но качественные емкости), чистка химией всех контактных групп, чистка и смазка всех потенциометров, купание резиновых деталей в теплой воде с мылом и промывка спиртом всех шкивов лентопротяжного механизма (ЛПМ). Внешний вид аппарата достаточно симпатичный, на мой взгляд, но это издалека - если посмотреть поближе, то видно, что сделан он грубовато. Плохо центрованы ручки и кнопки в отверстиях передней панели, невысокое качество покраски и нанесенных надписей.
ЛПМ в Сатурне одномоторный, естественно, очень похожий на ЛПМ Астры, но литого шасси уже нет - везде сплошная штамповка. Головок две - универсальная и стирающая.
Вообще, базовой моделью для модификаций магнитофонов Сатурн (202-С1, 202-С-2) был Юпитер-203 Стерео. У Сатурн-202-С1 была в наличии система шумопонижения (СШП) типа динамический фильтр, у Сатурн-202-С2 СШП отсутствовала, что и было основным отличием между этими моделями.
Технические параметры по данным производителя:
После прохождения всех процедур восстановления последовала настройка канала записи-воспроизведения. Проверить и настроить канал воспроизведения, при наличии промышленной тестовой ленты еще советского производства, не составило особого труда, но когда дело дошло до записи, то тут сразу ощутилась огромная разница с Астрой МК-110 - отсутствие сквозного канала у Сатурна сильно усложняет процедуру настройки, так как нажать кнопку переключения источник\запись в сквозном канале куда проще, чем остановить запись, перемотать назад до ее начала, чтобы услышать или увидеть что получилось.
Времени все это заняло гораздо больше, но настроить удалось. В общем, довольно неплохо, но в сравнении с Астрой 110 уже не интересно. Шумов на слух больше, при использовании тех же лент, и ощущение разницы записанного с подаваемым от источника сигналом отчетливое - АЧХ прописывает, но динамический диапазон поуже и высокий коэффициент детонации тоже вносит свой вклад. Когда послушаешь Сатурн, сразу понятно, за что у Астры 1 класс:)
Сатурн может звучать как на встроенные динамики, так и на выносные АС. Выходная мощность небольшая - 8 Вт на канал, но при отсутствии отдельного усилителя можно было вполне обойтись встроенным. У моего друга такой Сатурн был подключен к S-90 первых выпусков и можно было слушать, насколько помню.
Все время, пока возился с аппаратом, у меня крутилась в голове мысль, что Юпитер-203С был все-таки лучше. И по качеству звука, и по качеству сборки, внешней отделки. Может, это впечатления юности не столь достоверны сейчас, конечно:)
Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.
Все статьи о магнитофонах:
Винтажные монстры Sharp серии VZ с проигрывателем винила
Sharp GF-777 /// Sharp VZ-V20R /// Tandberg TCD-320
Akai GX-747DBX /// Sony TC-K777ES vs Sony TC-K777ESII
Pioneer CT-F1250 /// ReVox B-215 /// Akai GX-R99
Luxman KX-102 /// Master Cassette Deck TEAC Z-6000
A&D GX Z7100EV (Akai GX-75 MkII) /// Sony TС-KA5 ES
Marantz SD-9000 /// Akai GX F-91 /// Akai GX-646 /// Pioneer RT-909
Последний ламповый Grundig, почти не тронутый временем...
Aurex PC-6030 /// Nakamichi 1000 /// Sony Elcaset Wega E4950
National RX-7000 /// Aiwa CS-J88 /// Арго-004С /// Sony CFS-285S
Астра МК-110С-1 /// Сатурн-202С-2 /// ИЖ-303 Стерео
Sharp GF-9000 /// Victor KD-A8 и JVC KD-A8 /// Sharp WF-939Z
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)