Хвала небесам, прошли те времена, когда подобающим чтивом для девушек считались кружевные сентиментальные романчики, дивно-скучные сборники стихов и памятка «хороших манер» с наставлениями вроде «приличной девiце не пристало говорить о капусте и родах» и «если случится увидеть полный непристойностей сон, надобно сiй же час проснуться и перевернуться на другой бок». Нет необходимости объяснять, что воспитание девочек — сложный вопрос, ведь в нем приходится балансировать на известной грани между поощрением женственности в классическом понимании, уходящей в поверхностный взгляд на жизнь и чрезмерную изнеженность, и подходом в духе тотального эгалитаризма, который грозится лишить девочку прелести и шарма. Хорошим помощником здесь (впрочем, как и везде) станут правильно подобранные книги.
Джейн Остин, «Гордость и предубеждение». Тривиально? Да, не спорю — но, действительно, куда же без произведений проницательной англичанки, по-умному острой на язык? Не только «Гордость и предубеждение», но и «Эмма», «Чувство и чувствительность» — эти изысканные романы не зря когда-то обратили на себя внимание (а ведь автором-то была женщина!) и обладают чрезвычайной ценностью: они прививают хороший вкус, культурно оздаравливают лексикон и — что самое главное — доказывают, что сообразительная женщина с живым умом, умением иронизировать и дискутировать прекрасна и ни в чем не уступает мужчинам в понимании сути вещей.
Оскар Уальд, «Кентервильское привидение». Замечательная повесть, сделанная из двух противоречивых материалов: циничной насмешки и таинственной легенды, вечной спутницы любого темно-древнего замка. Эта история в манере современной сказки показывает, какое смелое чудо может совершить честная и сострадательная девушка с добрым сердцем,. Сила женщины, как и любого человека вообще, — в ее невымученной, невыстраданной, искренней доброте, способности любить и протянуть руку помощи.
Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр». Здесь, в общем-то, подробно, красочно, с вниманием к деталям, с фокусом на самосознание, словами и образами проиллюстрировано взросление девочки, расцвет девушки, становление женщины. Я бы сказала, что это роман о само-воспитании, о развитии прекрасной во всех отношениях личности. Судьба Джейн, высеченная из боли и лишений, как из камня, превращенная в стройное творение с правильными пропорциями, собственным примером учит быть сильной, не бояться, расставлять верные приоритеты и стремиться к нравственному совершенствованию, учит зрелой, достойной любви без кумиров. В этой истории девушка живет сообразно со своими принципами, не «хоть как-то, чтобы выжить». Красота и лоск, роскошь и достаток здесь не идеал — как и в настоящей жизни. Истинная красота внутри, она же основа силы и она же помогает построить настоящую жизнь.
Ф. М. Достоевский, «Игрок». А вот этот увлекательный, полный блесток, страсти и одержимости роман, написанный, чтобы расплатиться с долгами за проигрыши в казино, скорее помогает понять, какой девушкой быть не надо. Полина Александровна (ее прототип — некогда возлюбленная писателя Полина Суслова, барышня с «непростым характером») ненавидит себя за порочную любовь, которая расползается уродливым пятном на ее естестве, но винить предпочитает Алексея, влюбленного в нее горячо и по-настоящему. Она не «причиняет ему боль» — она словно тонким и острым ножом ковыряется в его боли, потому что слишком слаба, чтобы осознать свой дурной поступок до конца и полностью, запомнить это и перешагнуть. Она раздроблена, и чтобы облегчить свою участь, мучает других. Но не убежать от своей натуры: этот узел из череды обвинений, ссор, обид и ненависти сводит ее с ума — и так идет она, разрушая свою жизнь и жизни других, вызывая справедливое осуждение, смешанное с жалостью.
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». В этой истории, известной каждому, все до крайности просто. Сначала он открывает правду о том, что наивная любовь девушки, любовь без утайки, глупого кокетства и низменности прекрасна, и ее не нужно стыдиться. Потом показывает ценность разумных суждений и уважения к близким людям, которые составляют честь девушки и не должны быть забыты в угоду желанному исполнению мечтаний, что были когда-то, и чувства триумфа. А еще учит тому, что нельзя ронять своего достоинства и ценить себя. Когда-нибудь каждая немного смешная, слишком искренняя девочка превратится в восхитительную женщину.