Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

День ВМФ и предстоящие морские парады. О чём они могут рассказать.

Хотите оценить мощь государства и его способность влиять на события в мире? Тогда познакомьтесь с его военно-морским флотом, заодно прикинув протяжённость морским границ. Помочь в этом могут и морские парады. Вот и сравним то, что произойдёт в ближайшее воскресенье и события почти стодвадцатилетней давности на спитхэдском рейде.

Послезавтра мы будем отмечать День Военно-Морского флота России, состоятся парады во всех главных морских городах нашей страны. Примут участие около 150 кораблей, а также авиация. Авиация вся советской разработки, а то и постройки, правда модернизированная.

Самые крупные корабли, увы, тоже советских времён , хотя того, что помельче, много уже сошло со стапелей в последнее время, и это не может не радовать.

Вспомним о суслике, которого не видно, но он есть. Примерно то же самое с военно-морской доктриной Российской Федерации. Многие ли в курсе, что 20 июля 2017 года наш президент подписал указ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года?
«Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над военно-морским флотом и будет стремиться к закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям», — такова главная задача российского флота согласно этому документу.

Тут есть некоторая тонкость. Оставим за рамками атомный подводный флот, по большому счёту это последний аргумент, когда речь будет идти о самом существовании государства, в конфликтах меньшей напряжённости никто его применять не будет. И что останется от боевых возможностей? Учитывается ли быстрый рост военно-морского флота хотя бы Китая, при том, что и другие не дремлют? Кто ставит озвученные задачи и обосновывает реальность их выполнения? Этих сусликов мы не увидим никогда.

А теперь нырнём-ка в глубины времени, посмотрим как подобные задачи ставились и реализовывались в викторианской Британии, в период её наибольшего могущества.

В конце позапрошлого века быстро росли флоты многих государств. И в январе 1889 года не кто-нибудь, а делегации городов Глазго, Эдинбурга, Ливерпуля и Ньюкасла, тесно связанных с морем, вручили премьер-министру петицию, в которой выражалось опасение, что сей процесс может угрожать благосостоянию Британии, и что правительство обязано предпринять соответствующие меры, в первую очередь для защиты британского торгового судоходства.

Правительство и Адмиралтейство долго раскачиваться не стали. Флотские подготовили доклад, что Британии необходим флот, способный вести боевые действия одновременно против двух крупнейших флотов того времени, а именно России и Франции. Обратите внимание - России, о флотах США, Германии или Японии и речи не шло.

А уже в мае парламентом был принят Акт морской обороны. Согласно ему за пять (!) ближайших лет должны были быть построены 8 броненосцев первого класса, 2 броненосца второго класса, 9 крейсеров первого класса (бронепалубные), 29 крейсеров второго класса , 4 крейсера третьего класса и 18 торпедных канонерских лодок.

Так делались тогда эти дела. Способность Британии иметь флот мощнее двух объединённых самых сильных флотов после неё - неукоснительно поддерживалась ещё долгие годы. Что было наглядно подтверждено на знаменитом морском параде в честь 60-летия правления королевы Виктории на спитхэдском рейде в 1897 году.

В нём участвовало 165 британских корабля, в том числе 21 броненосец, 44 крейсера, 25 канонерских лодок и 70 миноносцев. Конечно, вытаскивать туда весь флот было нереально. Ещё оставались корабли, имевшие базы в Средиземном море и Индийском океане.

Сейчас Британия уже не та. А в мире теперь есть государство, флот которого мощнее не двух последующих за ним, а пожалуй, всех их, собранных до кучи :) Не думаю, что я сильно преувеличиваю.

А что за кораблик мчится на заглавном снимке? Это "Турбиния" Чарльза Парсонса, первая в мире, оснащённая в качестве двигателя паровой турбиной. Прославленная косность и недоверие к техническим новинкам были присущи не только российским военным чиновникам. Изобретатель долго и безрезультатно обивал пороги военного ведомства Британии в попытках заинтересовать своим детищем, но безрезультатно.

И тогда решился на отчаянный шаг. Именно во время спитхэдского парада. Он промчался на виду всего флота, королевской фамилии и правительства владычицы морей. Попытка настичь его миноносцами оказалась смехотворной, "Турбиния" выдавал 34,5 узла, скорость, невиданная для того времени.

Скандал привёл к тому, что уже через несколько месяцев на верфях были заложены первые два эсминца с турбинами Парсонса. Англичане показали свою способность быстро не только ездить, но и запрягать.

И маленькая подробность, привлёкшая моё внимание как механика. Явление кавитации винтов до того момента было практически неизвестно. Парсонс, столкнувшись с ним, решил проблему доступными тогда методами - он снизил обороты гребных валов, но увеличил количество винтов. Вот как это выглядело:

-2

В заключение хочу выразить уверенность, что российский флот обязательно займёт достойное место среди других. С наступающим праздником, друзья!