Найти тему
Андрей Киладзе

Значение ResearchGate в научной коммуникации

Научная коммуникация в настоящее время приобретает все большее значение, так как публикация исследовательской работы, хотя и является необходимым условием для обнародования имеющихся результатов, но уже не может рассматриваться в качестве достаточной гарантии успеха. Это связано с тем, что научную работу необходимо «рекламировать», чтобы за короткий срок времени привлечь максимальное количество читателей, которые впоследствии смогут данную публикацию процитировать. Ведь именно цитирование статьи воспринимается в качестве ее реального влияния на последующие научно-исследовательские работы в схожей тематической нише.

В этой связи уже много лет существует такая международная социальная сеть, как ResearchGate, являющаяся эффективным инструментом для продвижения как отдельных работ, так и крупных проектов, объединяющих под собой целую серию публикаций, связанных общей тематикой. Считается, что именно проекты, затрагивающие отдельные значительные разделы науки, позволяют настроить эффективные коллаборации с интернациональным составом участников. На данной платформе можно поместить статьи из научных журналов, тезисы, постеры, книги, препринты, отдельные данные и другие информационные источники, имеющие научное значение.

В рамках данной площадки можно задать вопрос, получить экспертный ответ, запросить отзыв (Feedback) или оставить комментарий на опубликованную работу. Если публикация не подпадает под открытый доступ (Open Access), то информация об этом источнике ограничивается размещением аннотации (Abstract) или созданием приватной копии работы, которая по отдельному запросу может быть предоставлена конкретному ученому, который в ней нуждается. Размещать работы можно на любом языке, однако охват контента будет шире, если хотя бы название и аннотация будут представлены на английском языке.

На платформе ведется статистика прочтений о работе (метаданных), полных прочтений, цитирований, рекомендаций. Это необходимо для расчета параметра, связанного с общим интересом научного сообщества к конкретной публикации (Research Interest). Учитывая, что это социальная сеть, то в свой профиль можно добавлять фолловеров (Followers), работающих в схожих или пограничных направлениях. Вся эта наукометрическая информация суммируется и выражается в виде интегрального показателя, который называется RG Score, при этом его значение уже привязывается к отдельному исследователю, зарегистрированному в ResearchGate. RG Score тем выше, чем больше размещено публикаций. Кроме того, на его уровень оказывает влияние активность в социальной сети (вопросы и ответы), а также количество подписчиков.

Если есть планы, связанные с трудоустройством или стажировкой за рубежом, то ResearchGate также предоставляет актуальные вакансии и конкурсы из научных организаций и университетов всего мира.

Использование данного инструмента в продвижении научных работ и коммуникации между коллегами позволит понять целесообразность и важность проводимых исследований, а также примерно оценить их значение в международном масштабе.