Найти в Дзене

"Компьютерная зависимость у подростков "


Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства — это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т. к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющие на социально — психологическое здоровье детей и подростков. Одним из последствий 7этого процесса является компьютерная зависимость. Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Данной проблемой занимались такие ученые как: К. Янг, Коул, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности: 1)      Познавательная — увлеченность познанием в сфере программирования; 2)      Игровая — увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством; 3)      Коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. [1,с.16] В связи с приведенными классификациями компьютерной деятельности, существуют и различные виды зависимостей: Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов: 1.                  Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: -       Ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности.     Неролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели — пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков. Неважно, какой тип игры человек выбирает — все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется. Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении. 2.                  Сетеголизм — зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12–14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах. Некоторые признаки «сетеголика»: 1)      Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета. 2)      Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться. 3)      Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети. 4)      Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале. 5)      Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов — семьи, друзей, коллег по работе. 6)      Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.
7)      Низкая работоспособность [2, с.3]. 3.                  Хакерство — вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров — асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка. [3,c.30] Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы: 1)      хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 2)      невозможность остановиться; 3)      увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 4)      пренебрежение семьей и друзьями; 5)      ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; 6)      ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 7)      проблемы с работой или учебой; Физические симптомы: 1)                 синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 2)                 сухость в глазах; 3)                 головные боли по типу мигрени; 4)                 боли в спине; 5)                 нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 6)                 пренебрежение личной гигиеной; 7)                 расстройства сна, изменение режима сна Целью исследования является: -       исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов. -       обработать и проанализировать полученные данные; -       предложить мероприятия по профилактике компьютерной зависимости. Для исследования компьютерной зависимости был использован тест К. Янга. [http://doroga-peremen.ru/test/internet_zavisimost/].Объектом нашего исследования были учащиеся Воровской СОШ шк. № 1. Мы диагностировали 23 человека, возраст которых 14–16 лет. Способ предлагает двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «нет» — 1 балл, за ответ «да» — 2 балла. Метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости: До 10 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 10–20 балла — стадия увлеченности; 20–30 баллов — риск развития компьютерной зависимости. более 30 баллов — наличие компьютерной зависимости. После проведения теста — опросника получены следующие результаты. 1.         9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время. 2.         52 % на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру. 3.         39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы. Таким образом, стало понятно, что у половины опрошенных выявляется возможность развития компьютерной зависимости.