Сегодня я хочу вам рассказать историю одного вагона московского метрополитена. Вагона, которого могло бы не быть, если бы не случай.
Что такого особенного в этом вагоне?
Речь идет о вагоне типа А. О том самом, что вы видите на фотографии выше. В чем его особенность, почему его надо было от кого-то спасать и почему эта история может быть интересна, спросите вы.
Дело в том, что вагоны типа А – историческая ценность. Раритет. Это самые первые московские, а, соответственно, и советские вагоны метро. Сейчас в Москве «выжило» всего три вагона – тот, о котором пойдет речь, а также вагон номер 1, самый первый, и номер 1031.
Как не сохранили историю
Все остальные подобные вагоны были порезаны на металлолом. Причем относительно недавно – в конце 2000-х – начале 2010-х, несмотря на протесты понимающих людей.
Потом в мозгах начальства московского метро что-то поменялось, а вернее поменялось само начальство. Там схватились за голову и решили попытаться спасти то, что еще осталось. Ведь всевозможные ретро-выставки, ретро-составы и экскурсии на ретро-поездах – это все безумно модно и пользуется большой популярностью.
История 21-го вагона
Судьба того самого 21-го вагона интересна. Он был построен в 1935 году, в числе первых. Возил наш вагон пассажиров верой и правдой долгие годы. Сперва на Сокольнической линии, а затем на Арбатско-Покровской. В некоторых источниках пишут, что работал он аж до 1975 года.
После снятия с эксплуатации наш герой стал служебным вагоном и ходил в паре с вагоном 1031, который был дефектоскопом. А наш, 21-й, его проявочной лабораторией. Вагон номер 1 все это время просто стоял в депо.
Сложная судьба вагонов типа А
В 1999 году вагоны были сняты с эксплуатации, и дальше их судьба сложилась по-разному. Вагон номер 1 продолжил стоять в депо, вагон 1031 ржавел на улице и был доведен до такого состояния:
Другие вагоны типа А списывались и разрезались на металлолом. Их можно было найти заржавевшими на территориях, не принадлежавших метрополитену. Вот, например, в таком состоянии вагон стоял возле железнодорожной платформы Пери в Ленинградской области. Сейчас он уже уничтожен.
Байкеры – невольные помощники
Ну а наш герой, вагон 21, в 2013 году был продан московскому байкерскому бару «Ночной поезд», что возле станции Угрешская Московской кольцевой железной дороги. Здесь можно найти репортаж о том, как он выглядел сразу после перевозки. Вот некоторые фотографии (автор – Евгений Лесняк).
А таким он стал снаружи через четыре месяца.
Судя по всему, бар в вагоне так и не сделали (по крайней мере, я не нашел ни одной фотографии изнутри вагона с какими-нибудь столами), а к 2015 году его изуродовали граффити.
Возвращение в метро
В 2016 году вагон, наконец, спасли. Метро выкупило его обратно.
Нашего героя увезли на реставрацию в подземку.
Восстановление длилось несколько месяцев и уже в мае 2017 года новый вагон предстал перед публикой и был вцеплен в теперь уже трехвагонный состав из самых первых вагонов типа А Московского метро: номер 1, 1031 и 21.
Четвертый вагон и поезд-обманка
История будет неполной, если не сказать, что помимо трех вагонов, которые вы видите на фото выше, сохранился еще один. Вагон №1001 еще в советское время в качестве служебного был передан в Бакинский метрополитен. Там его сохранили, восстановили и используют как музейный экспонат, переименовав в 001.
И еще одно расстройство для москвичей. Те, кто пользуются Сокольнической линией Московского метро, знают, что там ходит поезд «из вагонов типа А».
Так вот. На самом деле это не исторические вагоны. Этот ретро-состав собран из более новых вагонов, просто их стилизовались под тип А.
Здесь можно посмотреть видео, как реставрировали 21-й вагон.
Лайки и перепосты мотивируют автора писать еще. Спасибо.