Найти тему
1520. Все о путешествиях

Невероятная история одного вагона метро, который невольно спасли байкеры

Оглавление

Сегодня я хочу вам рассказать историю одного вагона московского метрополитена. Вагона, которого могло бы не быть, если бы не случай.

Вагон типа А, номер 21. Фото: wikimedia
Вагон типа А, номер 21. Фото: wikimedia

Что такого особенного в этом вагоне?

Речь идет о вагоне типа А. О том самом, что вы видите на фотографии выше. В чем его особенность, почему его надо было от кого-то спасать и почему эта история может быть интересна, спросите вы.

Дело в том, что вагоны типа А – историческая ценность. Раритет. Это самые первые московские, а, соответственно, и советские вагоны метро. Сейчас в Москве «выжило» всего три вагона – тот, о котором пойдет речь, а также вагон номер 1, самый первый, и номер 1031.

Вагоны типа А номер 1031 и 1. Фото: wikimedia
Вагоны типа А номер 1031 и 1. Фото: wikimedia

Как не сохранили историю

Все остальные подобные вагоны были порезаны на металлолом. Причем относительно недавно – в конце 2000-х – начале 2010-х, несмотря на протесты понимающих людей.

Потом в мозгах начальства московского метро что-то поменялось, а вернее поменялось само начальство. Там схватились за голову и решили попытаться спасти то, что еще осталось. Ведь всевозможные ретро-выставки, ретро-составы и экскурсии на ретро-поездах – это все безумно модно и пользуется большой популярностью.

Вагон метро типа А номер 1. Фото: wikimedia
Вагон метро типа А номер 1. Фото: wikimedia

История 21-го вагона

Судьба того самого 21-го вагона интересна. Он был построен в 1935 году, в числе первых. Возил наш вагон пассажиров верой и правдой долгие годы. Сперва на Сокольнической линии, а затем на Арбатско-Покровской. В некоторых источниках пишут, что работал он аж до 1975 года.

После снятия с эксплуатации наш герой стал служебным вагоном и ходил в паре с вагоном 1031, который был дефектоскопом. А наш, 21-й, его проявочной лабораторией. Вагон номер 1 все это время просто стоял в депо.

Сложная судьба вагонов типа А

В 1999 году вагоны были сняты с эксплуатации, и дальше их судьба сложилась по-разному. Вагон номер 1 продолжил стоять в депо, вагон 1031 ржавел на улице и был доведен до такого состояния:

Фото: wikimedia
Фото: wikimedia

Другие вагоны типа А списывались и разрезались на металлолом. Их можно было найти заржавевшими на территориях, не принадлежавших метрополитену. Вот, например, в таком состоянии вагон стоял возле железнодорожной платформы Пери в Ленинградской области. Сейчас он уже уничтожен.

-5

Байкеры – невольные помощники

Ну а наш герой, вагон 21, в 2013 году был продан московскому байкерскому бару «Ночной поезд», что возле станции Угрешская Московской кольцевой железной дороги. Здесь можно найти репортаж о том, как он выглядел сразу после перевозки. Вот некоторые фотографии (автор – Евгений Лесняк).

Фото: Evgeniy Lesnyak
Фото: Evgeniy Lesnyak

А таким он стал снаружи через четыре месяца.

Фото: Evgeniy Lesnyak
Фото: Evgeniy Lesnyak

Судя по всему, бар в вагоне так и не сделали (по крайней мере, я не нашел ни одной фотографии изнутри вагона с какими-нибудь столами), а к 2015 году его изуродовали граффити.

Фото: kronos.livejournal.com
Фото: kronos.livejournal.com

Возвращение в метро

В 2016 году вагон, наконец, спасли. Метро выкупило его обратно.

Скриншот Youtube / Mosmetro
Скриншот Youtube / Mosmetro

Нашего героя увезли на реставрацию в подземку.

Скриншот Youtube / Mosmetro
Скриншот Youtube / Mosmetro

Восстановление длилось несколько месяцев и уже в мае 2017 года новый вагон предстал перед публикой и был вцеплен в теперь уже трехвагонный состав из самых первых вагонов типа А Московского метро: номер 1, 1031 и 21.

Фото: Вконтакте / Московское метро. Дмитрий Матыцин
Фото: Вконтакте / Московское метро. Дмитрий Матыцин

Четвертый вагон и поезд-обманка

История будет неполной, если не сказать, что помимо трех вагонов, которые вы видите на фото выше, сохранился еще один. Вагон №1001 еще в советское время в качестве служебного был передан в Бакинский метрополитен. Там его сохранили, восстановили и используют как музейный экспонат, переименовав в 001.

-12

И еще одно расстройство для москвичей. Те, кто пользуются Сокольнической линией Московского метро, знают, что там ходит поезд «из вагонов типа А».

Ретропоезд на Сокольнической линии в Москве. Фото из открытых источников.
Ретропоезд на Сокольнической линии в Москве. Фото из открытых источников.

Так вот. На самом деле это не исторические вагоны. Этот ретро-состав собран из более новых вагонов, просто их стилизовались под тип А.

Здесь можно посмотреть видео, как реставрировали 21-й вагон.

Лайки и перепосты мотивируют автора писать еще. Спасибо.