Сегодня говорил с семиклассником о теме и идее горьковского рассказа «Старуха Изергиль», предварительно, конечно, перечитав произведение. Напомню, что мысль «в жизни всегда есть место подвигам» именно из этого рассказа. Ведь Горький любит сильного героя.
И легенда о Ларре, и легенда о Данко попали в «Старуху Изергиль» не случайно. Главный герой сказок старухи – всегда сильная, решительная, активная личность. Ларра, хоть и впадает в гордыню, хоть и наказан одиноким бессмертием, все равно не трус. Не мямля и не подкаблучник. Вот такие и привлекали всю жизнь старуху-рассказчицу.
Есть в этой книге и такие моменты, с которыми в беседах с семиклассниками надо быть очень осторожным. Дело в том, что между сказкой о Ларре и сказкой о Данко старуха Изергиль смело повествует обо всех своих любовниках, начиная с пятнадцати лет.
И было у нее их великое множество. Можно даже перечислить.
Сначала Изергиль в пятнадцатилетнем возрасте встречается тайком от родителей и теряет невинность с рыбаком. Скоро ей с ним наскучило и переметнулась «девочка» с заезжему гуцулу.
И пошло-поехало!
Следующим был богатый турок, у которого Изергиль была наложницей в гареме. После турка − его сын, с которым наложница сбежала. Затем наша героиня снюхалась с польским монахом, которого утопила в воде.
После монаха женщина занялась в чистом виде проституцией. Продалась в рабство одному еврею. Какое-то время была востребованной гетерой. Паны буквально осыпали ее золотом.
Рассказывая про военного мадьяра, старуха поведала историю о том, как спасла его из плена. Сама ползком прокралась, убила часового солдата и выручила очередного возлюбленного.
Однако ей настолько было важно видеть рядом с собой сильного человека, что, когда мадьяр упал перед спасительницей в благодарностях на колени, Изергиль отолкнула его.
Заметим, что уже этот мадьяр в отношениях с Изергиль был не таким пылким, как предыдущие. Старела женщина, что тут поделаешь.
Удивительно, но после всей это армии любовников Изергиль успела сходить замуж и похоронить мужа. Даже такую иногда могут взять замуж.
А теперь давайте посмотрим, какой рассказчицу видит автор-повествователь. Вот, пожалуйста, словесный портрет:
«Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
«Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы».
«На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова».
«Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
Я тоже людей повидал немало. И те женщины, что всю жизнь прыгали с ветки на ветку (если вы понимаете, о чем я), на склоне лет действительно представляют собой скелет с черными глазами.
Есть, конечно, у Изергиль и положительные качества. Те самые активность, решительность, сила. Что она и искала в мужчинах. Пожалуй, она и в старости на что-то способна.
Но, как ты ни крути, мы видим одинокую, без детей и внуков, сухую и дряхлую бабку. Прожившую жизнь.
А для кого и зачем?