Найти в Дзене
VK Cloud

Система ЕГЭ в мировом масштабе

Оглавление

В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как в России стал обязательным Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сначала он вызывал в основном нарекания. Сегодня большая часть специалистов и простых граждан признает, что такая система оценки знаний удобна. Для того, чтобы она работала, необходима соответствующая ИТ-инфраструктура. Она очень похожа в разных странах. Основные отличия кроются в процедуре разработки тестового задания и его содержании.

Фото: regnum.ru
Фото: regnum.ru

Практика использования результатов школьных экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения зародилась в Европе в 60-е годы XX века и сегодня широко распространена во всем мире. В разных странах она имеет особенности. Однако с точки зрения технологий процедура тестирования и обработки результатов во многом схожа.

В центре системы, и это главный смысл ее создания, формируется единая база данных. В базе хранится информация об учащихся, результатах экзаменов и выданных о свидетельствах об образовании. Кроме того, тут же собираются данные об экспертах, их квалификации и т.п. Человек может сдавать ЕГЭ несколько раз, ходить на апелляции – абсолютно вся историческая информация, включая электронные копии его первичных ответов, будет в базе. Оператором единой базы может быть главное образовательное управление страны или специально созданная организация. В остальном ИТ-архитектура системы госэкзамена повторяет закрепленные законом процедуры.

Схема работы информационной системы ЕГЭ
Схема работы информационной системы ЕГЭ

Схема работы информационной системы ЕГЭ, когда часть заданий готовится на региональном уровне

Основное отличие принятых в разных странах процедур касается того, кто занимается разработкой тестовых заданий. Этот момент важен для ИТ-системы, потому что тогда роли, функционал и ответственность распределяются иначе. В некоторых странах задания спускаются всем школам сверху – от министерства образования или уполномоченной им организации. Бывает, что эта работа отдана на откуп независимым организациям, а государство лишь рекомендует, какие темы включить в экзаменационные листы. Но самый распространенный вариант — гибридный, когда часть экзаменационных заданий (в основном тестовая) является общей для всех школьников и формируется на верхнем уровне, а часть (здесь речь идет о практических заданиях) — отдается на откуп региональным властям или даже конкретным школам.

Схема работы информационной системы ЕГЭ, когда часть заданий готовится на региональном уровне
Схема работы информационной системы ЕГЭ, когда часть заданий готовится на региональном уровне

Второе отличие – форма тестовых заданий. В большинстве стран Европы тест представляет собой сборник вопросов, на которые надо дать краткий или развернутый ответ. Большой популярностью пользуются экзамены, состоящие из тестирования и практической части. Практическая часть – это, как правило, эссе или рабочий проект: компьютерная программа, прототип устройства и так далее. В США отдают предпочтение тестам, в ходе которых испытуемый должен выбрать правильный ответ из предложенного списка. Тестовую часть проверяет машина — сначала используются алгоритмы распознавание, потом применяется простое сравнение с эталоном. Практическая часть задания проверяется людьми, результаты вносятся в базу вручную.

В Израиле оценивают не просто знания, но и психологическую готовность к обучению и развитию. Аналогичный подход принят в Южной Корее, где выпускники сдают College Scholastic Ability Test, оценивающий способности к продолжению образования. Оценка проводится также в виде тестирования.

В большинстве стран сдача ЕГЭ происходит в бумажном виде – выпускникам выдаются специальные бланки с заданиями. В некоторых странах, например, в Германии и Финляндии, проводились эксперименты по прохождению тестирования на компьютере. Однако пока они не получили широкого распространения. Единственная страна, где такой способ успешно применяется, – США. Но для этого есть свои причины. Дело в том, что в Соединенных штатах часто используется самая простая форма сдачи экзаменов – вопрос и фиксированное число вариантов ответов. В такой ситуации удобнее фиксировать результаты сразу в виде файла, этап сканирования и распознавания не нужен.

Засекреченная информация

Главная болевая точка системы — защита информации о заданиях до старта экзамена. Используются шифрование, цифровые подписи, специальное оборудование. Возможно, в скором будущем доступ к билетам будет ограничен биометрией. В некоторых странах экзаменационные материалы доставляются в школы в запечатанных конвертах, а в некоторых распечатываются непосредственно в аудитории пункта проведения экзамена. Там устанавливается специальный принтер, доступ к которому осуществляется с помощью цифровой подписи и защищенного соединения. Задания загружаются с зашифрованной флешки или из облака, канал связи с которым также надежно защищен.

Бланки для сдачи ЕГЭ, на которых напечатаны задания, защищаются от подделки водяными знаками, специальными кодами и так далее. В некоторых странах после сдачи экзаменов они упаковываются и под охраной доставляются в региональные центры обработки информации. Там бланки сканируются, машиночитаемые формы распознаются, после чего проверяется соответствие отсканированных бланков заявленному в сопроводительной документации количеству, эта информация заносится в информационную систему. Первичные документы отправляются в архив, а вся дальнейшая работа ведется с их копиями. Все более широкое распространение получает схема, при которой сканирование бланков организовано непосредственно в пунктах сдачи экзаменов. То есть в региональный центр обработки поступают уже их копии. Это позволяет ускорить процесс обработки результатов.

Как организованы формирование, защита и доставка экзаменационных материалов
Как организованы формирование, защита и доставка экзаменационных материалов

Следующий этап – подготовка комплектов для экспертов. Бланки за исключением незаполненных распечатываются. К ним прилагаются критерии оценки выполнения заданий и правильные ответы на вопросы. Все это передается экспертам, которые проверяют ответы, выставляют оценки, и по окончании работы составляют протокол и отправляют весь пакет документов назад в центр обработки. Подлинник результатов ЕГЭ запрашивается только при рассмотрении апелляции членами конфликтной комиссии.

После того, как обработка ответов завершена, результаты ЕГЭ заносятся в региональную систему, а оттуда передаются на федеральный уровень. Доступ к этой информации, которая защищена в соответствии с локальным законодательством о персональных данных, строго ограничен и предоставляется в соответствии со строго прописанными регламентами государственным структурам в области управления образования, вузам, организаторам ЕГЭ и самим школьникам. Первые используют данные о результатах экзаменов для анализа, вторые – для проверки предоставленных абитуриентом сведений, третьи – для совершенствования процедуры сдачи экзамена, а четвертые – для того, чтобы узнать свои результаты.

Когда школьник сдал ЕГЭ, он получает возможность поступить в вуз. В большинстве стран заявки на поступление, в состав которых, как правило входит резюме (CV), мотивационное письмо и аттестат, можно отправлять в вузы через интернет. Ответы поступают также через интернет. В Швеции результаты национального экзамена Nationella prov размещаются на сайте Департамента образования. Там же находится информация о свободных местах в университетах. Школьник отмечает четыре вуза, в которые он хотел бы поступить, в порядке приоритета. Когда все заявки собраны, вузы определяют проходной балл и объявляют, кто прошел по конкурсу. После чего происходит процесс зачисления.

При поступлении в вузы, как правило, не учитываются внеучебные достижения поступающих. Также не предусмотрены специальные льготы для отдельных категорий граждан, например, людей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих государственные награды и так далее. Единственное, на что могут рассчитывать абитуриенты, – это государственная стипендия, дотации, места в университетском кампусе.

Несколько примеров

Вот лишь несколько конкретных примеров того, как происходит сдача единого государственного экзамена в разных странах. Все результаты агрегируются в единой базе данных, к которой имеют доступ вузы и абитуриенты.

В Италии экзаменационные материалы разрабатываются Министерством образования для всех школ страны. Чтобы получить допуск к сдаче экзаменов, надо иметь положительные оценки по школьным предметам. Школьники сдают два письменных и один устный экзамен комиссии, состав которой тоже утверждается министерством. По итогам они получают диплом, с которым можно поступать в высшие учебные заведения страны.

В Германии для поступления в вуз нужен аттестат Abitur. Чтобы его получить, надо пройти в школе как минимум 28 различных курсов, а затем сдать четыре письменных или устных экзамена. Результаты экзаменов действительны при поступлении в любое высшее учебное заведение страны.

В школах Великобритании существует обязательная и специальная программа. Обучение по специальной программе проводится на базе обязательной, длится 2 года и заканчивается сдачей 2-3 экзаменов, с результатами которых можно поступать в вуз. Материалы для этих экзаменов разрабатываются независимыми организациями – минобразования может лишь давать рекомендации по их содержанию.

Для поступления в вуз Франции надо получить диплом Baccalaureat (BAC). Темы экзаменов и процедура их сдачи определяются Минобразования. Экзамены проводятся по трем направлениям: социально-экономическому, научному и литературному и состоят из письменной и устной части. Максимальная оценка – 20 баллов. Экзамен считается сданным, если испытуемый наберет больше 10 баллов. Каждому предмету присваивается коэффициент в зависимости от того, насколько он важен для выбранной специальности. Самые престижные высшие учебные заведения требуют сдачи дополнительных экзаменов Concours.

Школьники Нидерландов сдают экзамены по трем обязательным предметам (голландский язык, английский язык, французский или немецкий язык) и трем предметам на выбор и с их результатами идут в вуз. Последние три экзамена состоят из двух частей – теоретической и практической. Программу для теоретической части разрабатывает Минобразования, а для практической – сама школа. Во втором случае, как правило, требуется подготовить доклад или сделать практическую работу.

В Японии к поступлению в вуз начинают готовиться как минимум за полгода, примерно в январе. Сначала школьники сдают обязательные экзамены (University Entrance Center Examination, UECE), программа которых разрабатывается Минобразования. Количество экзаменов и предметы зависят от того, в какое учебное планирует поступать выпускник. В зависимости от предмета используется 50-, 100- или 200-балльная система. Второй раз экзамены сдаются уже при поступлении в конкретное учебное заведение. Их программу разрабатывают сами вузы, они могут проводиться в виде эссе или собеседования.

В США единой системы обучения и аттестации в школах не существует. В 23 штатах и округе Колумбия необходимо сдать High School Exit Exams. В 27 штатах можно получить аттестат и вовсе не сдавая экзамены. Для поступления в вуз проводится тестирование SAT (Scholastic Achievement Test) или ACT (American College Testing). Первый тест разрабатывается комитетом по колледжам (College Board) совместно со службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service) и включает в себя общеобразовательную (грамматика, математика, задания на критическое мышление) и профильную часть. Второй тест создается организацией American College Testing Program совместно с ETS и предполагает оценку знаний по английскому языку, математике, чтению и естественным наукам. Самые престижные вузы проводят собственное тестирование по профильным предметам. Сдача SAT или ACT платная.

В Швеции обязательным является 9-летнее обучение в школе. До 6 класса оценки в школе не ставятся. Однако ученики проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Правда, цель тестирования – не столько оценить каждого ученика, сколько измерить общий уровень качества образования в школах страны. После окончания обязательной 9-летней школы все ученики пишут итоговый тест, а потом, в зависимости от набранных баллов, выбирают гимназию (10-12 классы). Каждая гимназия, как правило, специализируется на определенном наборе предметов. Обучение в гимназии не является обязательным, однако ее необходимо закончить, если собираешься поступать в университет. По окончании гимназии сдается национальный экзамен (Nationella prov). Для допуска к нему нужно иметь определенное количество баллов, которые рассчитываются на основе длительности и сложности пройденного курса и оценок за промежуточные и годовые тестирования.

В Израиле выпускники 9 класса сами определяют уровень сложности программы, по которой они хотели бы учиться в 10-12 классах. Таких уровней три, и от них зависит, в какие вузы можно будет потом поступить. Прием в вуз осуществляется на базе оценок в аттестате, выбранного уровня сложности программы обучения и результатов стандартизированного психометрического теста, который можно сдавать каждые 6 месяцев. Он проводится некоммерческой организацией Израильским центром экзаменов. В состав психотеста четыре раздела: логика, математика, иврит и английский язык.

ЕГЭ в России

В России технологическая основа проведения Единого государственного экзамена в целом такая же, как в других странах мира. Подготовка к переходу на ЕГЭ началась в начале 2000-х годов. В 1999 году был создан Федеральный центр тестирования (ФЦТ),в задачи которого входила разработка тестовых материалов, организация проведения ЕГЭ и обработка его результатов. 1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые сделали ЕГЭ обязательным для всех выпускников школ вне зависимости от того, собираются они поступать в вуз или нет.

Подготовкой вопросов ЕГЭ занимается Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). За основу берутся задания прошлых лет, из них исключаются те, которые вызвали нарекания. В начале очередного учебного года список вопросов из ФИПИ передается в ФЦТ. Там компьютер на основе алгоритма случайных чисел формирует контрольные задания. До 2016 года они распечатывались, запаивались в конверты и отправлялись сначала в Региональные центры обработки информации (РЦОИ), а непосредственно перед экзаменами – в пункты проведения. Затем начался постепенный переход к электронной передаче заданий на зашифрованной флэшке. С 2019 года во всех регионах задания распечатываются на принтерах непосредственно в аудитории. Принтер управляется специальным ПО, доступ к которому осуществляется с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

РЦОИ занимаются организацией ЕГЭ в регионах. В зависимости от размера региона, они открывают в них один или несколько пунктов первичной обработки информации, ведут базу данных участников ЕГЭ, в которую заносятся результаты экзаменов, обрабатывают их. Региональные базы данных интегрированы на федеральном уровне.

В Федеральной базе данных (ФБД) содержатся сведения об участниках ЕГЭ, их результатах и выданных свидетельствах об образовании. Также на федеральном уровне ведется учет пунктов проведения ЕГЭ, список специалистов, участвующих в процессе проведения экзамена и выставлении оценок. Там же хранятся все тестовые задания, ключи к ним и параметры, которые использовались для оценки.

Доступ к этой информации предоставляется через операторов ФБД ЕГЭ. Порядок доступа определяется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором), а в списке пользователей органы государственной власти всех уровней, образовательные учреждения и организации, которые занимаются проведением ЕГЭ. Информация защищена в соответствии с 152-ФЗ «О персональных данных». Срок хранения данных об участниках составляет не менее трех лет.

Система проведения Единого государственного экзамена в России формируется уже 10 лет. На первом этапе возникало много претензий не только к содержанию тестовых материалов, но и к самой процедуре проведения экзамена. Были случаи, когда перед началом тестирования задания попадали в интернет, а некоторые учебные заведения и даже целые регионы намеренно завышали результаты своих выпускников. Однако с каждым годом таких случаев все меньше и сегодня они носят скорее единичный характер. Вместе с тем важнейшее преимущество ЕГЭ — возможность для любого школьника поступить в любой вуз страны. И это несомненный плюс.

Оригинал статьи: https://mcs.mail.ru/blog/kak-sistema-egeh-rabotaet-v-drugih-stranah/