Найти тему
Моя Околица

Ухожу в монастырь

Оглавление

Есть место, где нет шума и суеты. Где царят вера, добро и любовь, а в саду, утопающем в зелени и цветах, дышится легко и свободно. Так и просится слово: “Благодать!”. Тот, кто хоть раз побывал в женском монастыре иконы Божьей матери “Нерушимая стена” в Апшеронске, наверняка испытал похожие чувства.

 Женский монастырь иконы Божьей матери “Нерушимая стена” в Апшеронске
Женский монастырь иконы Божьей матери “Нерушимая стена” в Апшеронске

Негасимая лампада

Вечереет. Но лучи заходящего солнца обнимают купола храма, играя на них золотым светом. Этот свет виден еще издали. Ворота белоснежного монастыря с храмами, колокольней, часовней открыты. За ними сад с цветочными газонами, вечнозелеными елями, кипарисами, можжевельниками, уютными беседками.

Из соборного храма иконы Божией Матери “Нерушимая стена”, где идет богослужение, доносятся молитвы. Заметив меня, одна из сестер открывает дверь пошире, мол, смелее проходи. Захожу, и тут же замираю. От пронзающего чистотой многоголосия поющих на клиросе. От мерцания сотен свечей. Любуюсь красотой внутреннего убранства храма. Вглядываюсь в лица монахинь, несущих службу. Простояв больше часа, чувствую, как с непривычки начинают болеть ноги и спина. А ведь богослужение длится не час, а целых три. Когда-то давно я слышала от одной бабушки, что труднее всего Богу молиться, да отца и мать досматривать. Видно, знала она, что говорит.

Что там, за дверью кельи?

“Матушка, благословите!” - сразу же после богослужения окружили игуменью Зосиму монастырские сестры. Невысокого роста, с потрясающе ясным лицом и глубокими светлыми и мудрыми глазами, с изящным крестом на шее, четками в руках - вот она, настоятельница. Смотрю, монахини с трепетом приложились к кресту, получили благословение, успокоились и разошлись по делам, как здесь говорят, послушаниям.

Настоятельница монастыря матушка Зосима всегда внимательна к прихожанам
Настоятельница монастыря матушка Зосима всегда внимательна к прихожанам

А меня матушка встретила как дорогую гостью. И ничего, что не знаю заведенных здесь правил. “Вам пока и не нужно”, - мягко, по-матерински успокаивает она. А сестре Иулиании поручает отвести меня в келью, где предстоит провести ночь.

Маленькая комнатка с серыми стенами, крошечным оконцем, аскетичная обстановка - такой я представляла себе монашескую келью. Но то, что увидела, напрочь развеяло мои мифы. Келья здесь - это скромная, но светлая комната, с большим окном, хорошими занавесками и современной мебелью. Удобная кровать, белоснежная постель, теплый плед. На полочке, прибитой к стене, маленькие иконки, оставленные той, что здесь жила раньше. Очень уютно. В просторном санузле, расположенном отдельно - душевая кабина. Правда, никаких телевизоров. В коридоре келий несколько. У каждой монахини - своя.

После трапезы и благословения сестры спешат на “правила” в Свято-Ильинский храм, особо почитаемый в монастыре. Да, здесь чувствуется особая, камерная атмосфера. Много старинных икон, обладающих необыкновенной силой, таких как “Тихвинская Божья Матерь”, которой около 300 лет, “Неопалимая купина”, “Казанская”, лики святых. Отсюда, после молитвы отправляемся на ежевечерний крестный ход. Перед самым выходом из храма одна из сестер вложила в мои руки икону с изображениями святых. С ней я обошла вместе со всеми территорию монастыря под молитву “Богородице Дево радуйся…” Необыкновенные ощущения. Почти ночь, а на душе светло. Удивительно, но забылась и дневная усталость, и сна ни в одном глазу.

-3
-4

Ночные стражи

Не до сна в эту ночь и моим соседкам по кельям. Они несут службу “Ночные стражи”, которая начинается с 10 часов вечера и заканчивается в шесть утра. “Мир спит, а монастырь молится” - когда-то матушка Зосима услышала эти пророческие слова от незнакомого старца. Это и положило начало ночным бдениям в псалтирне.

Каждые два часа сестры (только те, кто в постриге) сменяют друг друга - молятся. За каждую душу, которую поручили. “За монастырь и за весь мир. За тех, кто в беде, кому нужна молитвенная помощь” - уточняет матушка Зосима. Сон морит? Нельзя поддаваться искушению и сойти с поста, сидеть возбраняется.

Мне разрешили подняться в это намоленное место, в башенку. И вот я вижу темный силуэт сестры, склонившейся над священной книгой. Чувствую, что в таинство она вкладывает всю душу. За окном - тишина. Ее нарушают только ночные цикады, что за окном вторят горячим молитвам.

Матушка Зосима

Мы с настоятельницей не стали мешать сестре и пошли в библиотеку, где проговорили почти до полуночи. Матушка Зосима (сама из семьи священнослужителей из Архангельска) оказалась человеком не только очень умным, образованным, начитанным, но и необыкновенно душевным, добрым, мудрым и трудолюбивым. Одному Богу известно, как удалось выстроить огромный монастырский комплекс с храмами, часовней, образовательным центром для детей, гостевым домом, подворьями. Ведь изначально она заведовала канцелярией епархии при Владыке Исидоре. Знать не знала, что когда-нибудь ей доверят такую грандиозную стройку.

- Мы пришли возводить монастырь достаточно сильными и это было послушание. А теперь уже состарились, - рассказывает матушка Зосима. - Но все еще активные и готовые продолжать трудиться. Господь вел нас через испытания, укрепляя в вере и надежде на спасение. Помогали апшеронцы. Это они опускали в кружки сестрам посильные жертвы. Было время, когда нечем было оплачивать труд строителей, и даже руки опускались. Только молитва поднимала дух. А еще поддержка и благословение Владыки Исидора. Он во всех делах духовно и финансово помогал и помогает нам.

Говорила матушка, как с Божией помощью и с благословения Митрополита росла стройка, как заселялся монастырь, который сегодня посещают сотни паломников со всего края и даже России. Поведала о монастырских правилах, добрых делах, чудесных историях, каждая из которых способна укрепить веру и дать надежду. И так хочется верить в чудо!

“Ничего, ничего, все пройдет, потерпеть надо, ведь радость не вечна, печаль не бесконечна”, - вспоминает настоятельница, как утешал духовник, настоятель Свято-Троицкого храма станицы Кубанской протоирей Николай. И вот теперь действительно прошли и скорби, и печали. “Нерушимая Стена” растет, крепнет, помогает людям.

Слушаешь матушку и поражаешься, какая она искусная рассказчица, как прекрасно владеет словом. Сейчас заканчивает новую Летопись монастыря, которая скоро будет издана. И о делах хлопочет: мечтает о часовне на кладбище и новом Подворье в станице Ширванской. Пока Подворья два - в Апшеронске и в Ереване.

Нареченные

- Мне сказали: иди в монастырь, и я пошла, не задумываясь, - рассказывает сестра Елеазара, наливая натруженными руками ароматный чай с жасмином.

Сестра Елеазара - хозяйка монастырского сада
Сестра Елеазара - хозяйка монастырского сада
-6
-7

Она, кандидат естественных наук, селекционер, однажды взяла пятнадцать лет назад, разом, и бросила все. Приняла постриг. С каким трепетом говорила о нем, как о чуде. Основное послушание Елиазары - следить за садом. Растений и цветов сотни, сил требуется очень много. Зато красота неописуемая! Владыка Исидор, приезжая сюда, иногда пьет чай в этом саду.

- Сколько времени нужно, чтобы понять, монашество - твое это или нет? - спрашиваю.

- Кому месяц, кому год, а кому и пять. Кто говорит: “пришла навсегда”, обычно быстро уходит.

Другая сестра признается, что о монашестве вообще никогда не думала.

- Слава Господу, что 11 лет назад приоткрыл мне окошко, - говорит матушка Савватия. - Если бы я в девичестве знала, что здесь так хорошо мне будет, никогда бы замуж не вышла, а сразу бы оставила мир.

Кстати, когда-то она была инженером-технологом сахарной промышленности, работала в районной администрации, строила карьеру. А вот как жизнь повернулась. Все поменялось. И мысли, и имя.

Зосима, Савватия, Германа… Так монахинь нарекли здесь. Нарекли в честь соловецких святых. У каждой, а их в монастыре пятнадцать, - свой путь. Свои причины, по которым они искали спасения в обители, своя боль и покаяние. Подробностей, как правило, не рассказывают. Не полагается много говорить в принципе.

Да и не всем этого хочется. Одна из самых пожилых монахинь наотрез отказалась общаться: “Ни к чему мне это”.

Фотографироваться тоже не любят. Но к посетителям очень добры и приветливы. Проводят экскурсии. Вот сегодня, например, из детского лагеря группа приходила. Ушли довольные.

-8
Экскурсии очень увлекают детей
Экскурсии очень увлекают детей

Накормят здесь каждого, кто голоден. Даже тех, кто опустился и спился, вразумят и дадут поесть. Отказывать голодным - не по-божески. А какие пряники ароматные здесь пекут! Эти пряники гости нередко получают в качестве подарка. И нас угостили.

Из монастыря сестры редко куда выходят. Кто родственников навестить с благословения настоятельницы, а кому врач нужен. Правда, медицинский кабинет здесь есть, врач по вызову приезжает, отличные настои и сборы готовит. Ну а если таблетка срочно нужна, так это тоже не возбраняется, чтоб человек не страдал. И юрист свой есть. Кстати, не только монастырским помогает разобраться в правах, но и любому прихожанину.

В трудах и молитвах

Жизнь в монастыре проходит в бесконечных трудах и молитвах.

Как, оказывается, нелегок путь в монашество. Вот многие в сердцах, в горести или унынии бросают фразу “Уйду в монастырь!”. Ведь даже не осознают, какой глубокий в ней смысл, и насколько сложно примерить на себя рясу, а тем более не снимать ее никогда. Целомудрие, послушание, смирение - без этого ничего не получится.

“Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой. Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение”, - эти слова Преподобного Амвросия Оптинского заставляют задуматься каждого, кто стоит перед выбором.

Но если уж есть тяга примерить на себя монашескую рясу, можно попробовать побыть трудницей. Не по силам окажется - можно уйти. Может быть, кому-то просто вдали от мирской суеты побыть нужно, чтобы услышать голос своего сердца. А здесь, в монастыре, вы его обязательно услышите. А еще вам помогут другие голоса, голоса тех людей, которые осторожно, трогательно, неравнодушно, найдут такие слова утешения и поддержки, от которых у вас потеплеет на душе. Обязательно потеплеет.

Сестра Магдалина мастерски звонит в колокола.
Сестра Магдалина мастерски звонит в колокола.
-11

Наталья Иваненко, газета "Мо Околица". Фото автора.