Найти тему
Незнакомый Крым

Коктебель: древняя земля Киммерии

Итак, вчера вы узнали, что многие города Крыма имеют более чем двухтысячелетнюю историю, а сегодня мы с вами отправимся в Коктебель. Готовы? Тогда вперед! Ну и, конечно, запаситесь лайками и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить то, чего вы не знали о Крыме.

Вообще-то я не собиралась ехать так далеко, но редактор сайта, где я тогда подрабатывала копирайтером, попросила меня написать статью о доме-музее Максимилиана Волошина, причем, это было мое первое задание, так что я, не раздумывая, согласилась. Да и не была я в Коктебеле уже много лет — почему бы не вспомнить студенческие годы? Тогда я писала курсовые, а потом дипломную работу в дельфинарии биостанции Института биологии Южных морей, расположенной с другой стороны горы Карадаг, так что в Коктебель наведывалась часто. А потом все как-то не было оказии.
Вообще, запомнились мне там две вещи: дом творчества и магазинчики местных ювелиров. Первое — это большая парковая территория с разбросанными по ней особонячками, где проводят творческий отпуск известные писатели.
Эх, кто б мне дал творческий отпуск!.. А второе — это мастерские и магазинчики, где можно купить изделия с полудрагоценными камнями, которые добывают именно тут: сердоликами, яшмой, агатами, ониксами.

Так вот. Решила я поехать. К счастью, время было весеннее, и на автостанции «Курортная» очередей за билетами не было. Ехали довольно долго по трассе на Феодосию, миноваал Белогорск, Старый Крым… Кстати, именно здесь, в Старом Крыму, похоронен Александр Грин, и раньше на его памятнике всегда были повязаны пионерские галстуки. Что там сейчас, признаться, не знаю. А еще где-то рядом с трассой в районе этого поселка находится могила… Миледи. Да-да, вы не ослышались. Точнее, речь идет, конечно, не о персонаже Дюма, а о его прототипе — графине Жанне де Ламотт.

Графиня Жанна де  Ламотт. Источник: mirtayn.ru
Графиня Жанна де Ламотт. Источник: mirtayn.ru

Мало кто знает, что эта самая графиня закончила свою полную приключений жизнь в Крыму. И я обязательно поведаю вам ее историю и расскажу о том, как вышло, что французская авантюристка оказалась на земле Тавриды. Но сегодня наша речь идет все-таки о Коктебеле.
Когда мы доехали до села Насыпного, где следует свернуть с феодосийской трассы, водитель меня огорошил, заявив, что не будет заезжать в Коктебель, потому что ему это не с руки, и поедет сразу в Феодосию. А вы, мол, добирайтесь как хотите, тут ходит местный автобус. Я, конечно, такого произвола не потерпела и стала возмущаться, что деньги вообще-то были заплачены, и с какой стати мне нужно добираться на перекладных. К счастью, другие пассажиры меня поддержали, так что водитель, бросая на нас неприязненные взгляды, все же свернул в нужном направлении.

Вид из Коктебеля  на пос. Орджоникидзе
Вид из Коктебеля на пос. Орджоникидзе

Честно говоря, я ожидала больших изменений, но Коктебель или, как поселок звался в моем детстве, Планерское, остался таким же, каким я его запомнила. Все та же центральная улица с базарчиком и многочисленными лавочками, все тот же парк Дома творчества с его неповторимой атмосферой спокойствия и умиротворения, и, конечно, все тот же морской берег, слева упирающийся в гору Хамелеон, а справа ограниченный таинственным Карадагом с профилем Волошина.
Профиль этот — не работа скульптора, а игра природы.

«Карадаг». Акварель М. Волошина
«Карадаг». Акварель М. Волошина

Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Так писал поэт о Коктебеле. Правда, не известно, это ли повлияло на то, что он поселился именно здесь или совпадение обнаружилось уже потом.

Дом-музей Максимилиана Волошина
Дом-музей Максимилиана Волошина

Дом-музей Волошина тоже ничуть не изменился, но внутрь я не пошла, а сразу направилась в дирекцию, поскольку у меня стояла задача выяснить информацию по поводу того, как движется дело о передаче музею «Дома Пра» — усадьбы матери поэта Елены Кириенко-Волошиной. Дело в том, что раньше здание принадлежало Дому творчества, однако потом его выкупил некий ушлый предприниматель и устроил там частную гостиницу. А как ведут себя наши люди на отдыхе, думаю, объяснять не нужно, как не стоит и пояснять, во что оказался превращен исторический объект. При этом речь о том, что усадьбу следует все-таки передать музею, идет уже лет пять, но воз и ныне там.

Еще и безграмотно написали на вывеске! Правильно писать «2-местный, 3-местный»
Еще и безграмотно написали на вывеске! Правильно писать «2-местный, 3-местный»

Собственно, это все, что мне удалось выяснить в администрации Дома Волошина — директора на месте не оказалось, а я, спонтанно сорвавшись в Коктебель, не додумалась сначала с ним созвониться.
Ну что ж, оставалось только прогуляться по набереженой, посидеть на пляже, слушая шум волн, и сходить на рынок — ведь обратный билет был куплен еще в Симферополе, и до отъезда осталась уйма времени.

Сложно понять полет фантазии автора этой скульптурной композиции на набережной Коктебеля
Сложно понять полет фантазии автора этой скульптурной композиции на набережной Коктебеля

Рынок, кстати, в Коктебеле хоть и небольшой, но отличный. И если по весеннему времени фруктов было немного, то домашние молочные продукты, как всегда, оказались на высоте. Я помнила, какое в этом районе замечательное молоко (как-то купили 3-литровую банку, где сливок была ровно треть!), но купила отличную сметану и творог. Скажу вам, что те, кто хоть раз попробовал домашние молочные продукты, больше никогда не смогут без отвращения есть кислую магазинную сметану или пить молоко со сроком хранения в год. Но мы отвлеклись.
В общем, я все-таки поехала обратно на микроавтобусе размером с маршрутку. И путь мой растянулся почти на 4 часа! Дело в том, что сейчас идет бурное строительство федеральной трассы «Таврида», а из-за этого некоторые участки дорог перекрыты, и движение на них возможно только по одной полосе. В таких случая на дорогу ставят переносные светофоры, но поскольку вечером не только я возвращалась в Симферополь, пробки возле таких КПП растянулись на много километров. И это было очень утомительно. Одно было хорошо — я все-таки не купила молоко. А то бы привезла домой качественную простоквашу.
Но все же, даже несмотря на то, что мне не удалось сделать все, ради чего ехала, и на нудные пробки, от поездки на память осталось умиротворение, которое так щедро дарит всем гостям древняя земля Киммерии...

-8

Другие мои статьи о Крыме:

Симферопольское чудо — ботанический сад ТНУ

6 городов Крыма, которым больше 2 тысяч лет